763 страница

0
266

763
Послесловие
к
сборнику
«
Власть
права
в
современном
обществе
»
ние
показное
и
служит
лишь
демагогическим
средством
отстаива
-
ния
своекорыстных
интересов
).
Во
-
вторых
,
можно
понять
,
когда
в
ходе
какого
-
нибудь
из
столь
частых
ныне
острых
конфликтов
та
сто
-
рона
,
которая
уверена
в
безусловной
,
но
долго
отрицавшейся
спра
-
ведливости
своих
требований
(
часто
действительно
справедливых
),
в
конце
концов
теряет
терпение
и
поддается
искушению
добиваться
их
удовлетворения
любой
ценой
,
мало
считаясь
с
принципами
вла
-
сти
права
или
толкуя
их
в
своих
интересах
.
Все
это
можно
понять
,
но
не
оправдать
.
Ибо
именно
сейчас
в
обстановке
экономической
катастрофы
,
всеобщей
политизации
и
острой
поляризации
интересов
крупных
общественных
групп
за
-
дача
установления
власти
права
важна
как
никогда
,
и
именно
ее
надо
решать
в
первую
очередь
.
Но
при
этом
ясно
представлять
о
какой
власти
какого
права
идет
речь
.
Долгое
время
у
нас
господствовало
всячески
поощрявшееся
свер
-
ху
и
внедрявшееся
в
общественное
сознание
представление
о
праве
как
о
простом
орудии
ничем
не
ограниченной
государственной
вла
-
сти
,
служебном
придатке
политических
и
идеологических
институ
-
тов
.
Между
тем
право
это
нечто
совсем
иное
.
Оно
самодостаточно
,
а
его
фундаментальные
принципы
универсальны
и
никак
не
связа
-
ны
ни
с
политикой
,
ни
с
идеологией
.
1
Эти
принципы
,
составляющие
логическое
ядро
права
,
следует
отличать
от
его
служебной
части
от
тех
присутствующих
в
любой
правовой
системе
элементов
,
которые
обеспечивают
нужды
данного
социально
-
политического
устройства
.
Единство
юридического
языка
и
технических
приемов
создает
иллю
-
зию
равноценности
этих
двух
частей
права
и
ведет
к
путанице
,
а
то
и
преднамеренной
подмене
понятий
и
тогда
власть
права
тракту
-
ется
как
«
власть
закона
»
или
таким
понятиям
как
«
социализм
»
или
«
капитализм
»
придается
вовсе
не
присущее
им
юридическое
значе
-
ние
.
Но
хотя
разные
части
права
и
связаны
,
и
не
должны
друг
другу
1
Можно
считать
,
что
эти
принципы
предустановлены
Богом
или
общественным
договором
в
каком
бы
смысле
последний
ни
понимать
;
можно
считать
,
что
в
них
выражается
правосознание
,
генетически
свойственное
человеку
и
восходя
-
щее
к
отношениям
ранговой
иерархии
в
первобытном
стаде
это
не
суть
важно
с
практической
точки
зрения
.
Именно
эти
принципы
в
их
современном
пони
-
мании
и
составляют
содержание
власти
права
как
«
материальной
нормы
».

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru