852 страница

0
398

852
III.
Мнения
о
конституционном
процессе
Последним
Основным
Законом
,
принятым
через
референдум
,
стала
Конституция
Филиппин
(1987
г
.).
Богатый
опыт
и
практика
непосредственной
демократии
накоплены
в
Швейцарии
,
США
,
Ав
-
стралии
там
проводят
референдумы
часто
.
Нельзя
не
отметить
,
что
наши
учебные
пособия
по
государствен
-
ному
праву
«
буржуазных
стран
»
трактовали
подобные
референду
-
мы
негативно
,
считая
,
что
процедура
народного
голосования
«
созда
-
ет
оптимальные
условия
для
навязывания
народу
воли
реакционных
кругов
».
Оно
и
ценно
,
что
,
высказываясь
однозначно
«
за
»
или
«
против
»
проекта
Конституции
,
гражданин
определяет
свое
отношение
ко
всему
проекту
в
целом
,
его
концепции
,
политической
и
нравствен
-
ной
ориентации
.
Гражданин
голосует
не
за
отдельные
положения
Основного
Закона
,
а
за
тот
вектор
,
который
данный
проект
задает
всему
обществу
и
всему
государству
.
Конечно
,
идеальным
явился
бы
созыв
специального
конститу
-
ционного
учредительного
собрания
,
проведение
демократических
выборов
на
такое
собрание
.
Однако
сложная
ситуация
не
позволя
-
ет
нам
идти
на
очередные
выборы
;
люди
справедливо
возмущают
-
ся
: «
сколько
можно
голосовать
,
а
жизнь
все
хуже
и
хуже
На
выбо
-
ры
народ
уже
не
пойдет
.
Если
что
и
заставит
встрепенуться
так
это
новая
,
не
навязшая
еще
в
зубах
форма
непосредственного
участия
в
политике
:
референдум
.
Участие
в
нем
сопоставимо
с
всенародными
прямыми
выбора
-
ми
делегатов
учредительного
собрания
(
ассамблеи
),
способного
при
-
нять
конституцию
.
Но
второй
вариант
сложнее
:
гражданин
сначала
голосует
за
своего
представителя
,
который
впоследствии
(
быть
мо
-
жет
)
проголосует
при
утверждении
Конституции
на
заседании
тако
-
го
собрания
(
ассамблеи
).
Замечательные
наблюдения
в
пользу
принятия
Конституции
че
-
рез
референдум
,
как
ни
удивительно
,
мы
находим
у
«
старорежимно
-
го
»
правоведа
С
.
А
.
Котляревского
: «...
при
известных
социально
-
пси
-
хологических
состояниях
наличной
среды
институты
непосредствен
-
ной
демократии
могут
в
большей
степени
отвечать
началам
правового
государства
,
чем
последовательно
проведенный
в
его
классических
очертаниях
представительный
строй
.
Мы
имеем
в
виду
обстановку
,
в
которой
у
массы
избирателей
рождается
сознание
,
что
этот
строй
не
способен
обеспечить
указанное
качество
законов
.
Особенное
значе
-
ние
это
имеет
для
таких
законов
,
которые
возлагают
известныя
но
-

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru