- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева
Государственная уставная грамота Российской империи* Н.Н.Новосильцева
Глава I. Предварительные распоряжения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. О правлении Российской империи (ст.ст. 9 - 77)
Глава III. Ручательства державной власти (ст.ст. 78 - 98)
Глава IV. О народном представительстве (ст.ст. 99 - 174)
Глава V. О судебной власти (ст.ст. 175 - 188)
Глава VI. Общие постановления (ст.ст. 189 - 191)
Глава I
Предварительные распоряжения
Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то не было, разделяется, сообразно с расписанием у сего приложенным, на большие области, называемые наместничества.
Каждое наместничество заключает в себе определенное число губерний, по мере народонаселения, расстояния, обширности и смотря на нравы, обычаи и особенные или местные законы, жителей между собою сближающие.
Наместничества называются по имени одной из составляющих оныя губерний или по месту, для присутствия наместнического начальства определенному.
Губернии сохраняют настоящее разделение свое на уезды, исключая те случаи, в которых местные обстоятельства востребовали бы новых разграничений.
Уезды разделяются на округи: округа состоят из городов третьей степени и из определенного числа волостей, сель и деревень, по мере народонаселения и расстояния от места, для присутствия окружному начальству определенного.
Городами первой степени суть города губернские; второй степени города уездные; а городами третьей степени все прочие; из сих последних исключаются те, которым по выгодному положению своему и по торговым сношениям следовать будет поступить на одну из высших степеней.
Каждый город первой и второй степени имеет свой округ. Он заимствует от него свое имя и есть местопребыванием начальства оного. Прочим округа называться по месту, к какому будут приписаны.
Из сего разграничения исключаются столицы, Санкт-Петербург и Москва, равно как и их губернии.
Глава II
О правлении Российской империи
Отделение I
О государе или державной власти
Корона российско-императорского престола есть наследственная, она переходит по порядку, установленному в Бозе почивающим родителем нашим императором Павлом.
Основания державной власти и образ действия оной определяются сею Государственною уставною грамотою, жалуемою нам любезным нашим верноподданным на вечные времена.
Державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха. Статья 12
Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных.
Он управляет исполнительною частию во всем ее пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется.
Но законодательной власти государя содействует государственный сейм, о котором ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений.
Особа государя священна и неприкосновенна.
Государь есть верховный глава общего управления империи. Он печется о внутренней и внешней безопасности государства. Он бдит о своих правах и владениях.
Право объявлять войну и заключать договоры и условия всякого рода принадлежит одному государю.
Предводительство военною силою, сухопутною и морскою, как в мирное, так и в военное время, равно как и назначение главнокомандующих и производство генералов и офицеров принадлежит монарху без исключения.
Государь назначает послов, посланников и других уполномоченных чиновников для переговоров политических и торговых.
Государь на все места гражданские, управительные и судебные назначает непосредственно или через тех, коим вверит таковую власть.
Как верховная глава православной греко-российской церкви, государь возводит во все достоинства духовной иерархии.
Право помилования принадлежит исключительно государю. Он может преступника простить или облегчить его наказание.
Дела по всем судебным и всяким другим присутственным местам производятся и приговоры оных, равно как и всякого рода публичные акты, объявляются именем его императорского величества.
Учреждение орденов, постановления оным статутов и награждения военными и гражданскими орденами, принадлежит государю, равно как и право возведения на степень дворянства и высших оного достоинства, принятие в подданство и пожалование в чины и классы.
Государь располагает доходами государства сообразно с утвержденными им частными расписаниями доходов и расходов (бюджетами) наместничеств и с общим расписанием доходов и расходов всего государства.
Первое же общее расписание доходов и расходов, имеющее быть составлено в силу настоящей грамоты, на основании ли частных расписаний доходов и расходов наместничеств, или по соображениям министерств, предоставляется в особенности единственному распоряжению государя императора.
Для определения законодательных действий государя общие основания права в импертт делятся на три разряда:
В первом заключаются законы;
Во втором уставы и учреждения;
В третьем указы, повеления, рескрипты и постановления.
Под именем законов разумеются все законодательные распоряжения, кои основаны на началах по существу своему непременных и кои не могут быть иначе ни отменены, ни преобразованы, как с соблюдением ненарушимости оных начал и тогда только, когда впоследствии времени оных покажет необходимость изменений, или когда вынуждены будут причинами важными и решительными.
Под словом уставы и учреждения должно разуметь все распоряжения, требуемые обстоятельствами или для защиты государства и охранения целости его границы, или для устройства разных предметов, по части внутреннего управления, или, наконец, по делам, до порядка службы и до усовершенствования общего и частного благосостояния касающимся.
Наконец, под именем указов, повелений, рескриптов и постановлений должно разуметь все, что предписывается к исполнению по частным и случайным обстоятельствам, в различных отделениях государственного управления встречающимся, или что относится до какого-либо начальства, чиновника военного, гражданского или частного лица и по свойству своему, смотря по надобности, может подвергаться разным изменениям.
Законы разделяются на общие государственные законы и на особенные или местные. Общие законы составляют общее право и применяются во всех случаях, в коих местные законы недостаточны.
Общие законы постановляются государем при содействии общего государственного сейма, о коем ниже будет упомянуто.
Особенные или местные законы постановляются государем при содействии сеймов наместнических.
Право издавать уставы, учреждения, указы, рескрипты и постановления принадлежат исключительно государю. Он может вверить оное в совокупности или в частностях месту или лицу по своему благоусмотрению.
Общие и особенные или местные законы скрепляются министром, начальником управления юстиции. Уставы, учреждения, указы, повеления и постановления должны быть за скрепою того из министерств, до которогому они, по содержанию своему, будут принадлежать. Он отвечает за все, что в сих уставах, учреждениях, указах, повелениях, рескриптах и постановлениях могло бы заключаться противного правилам уставной грамоты и законам.
Отделение II
О Государственном Совете
Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, членов Государственного Совета, государственных докладчиков или статс-секретарей и из особ, коих угодно будет его императорскому величеству в него призвать.
Государственный Совет разделяется на общее собрание и на правительный совет или комитет министров.
Правительный совет, под председательством государя, состоит из министров, начальников управления и других особ, призванных в него по воле государя.
Члены правительного совета имеют голоса совещательные. Один государь решит. Его величество может сие право вверить в совокупности или в частях наместнику в правительном совете, или кому заблагорассудит. Сей обязан решить в совете согласно с уставными правилами государства и законами.
Правительный государственный совет или комитет министров имеет право уничтожать постановления, изданные наместниками в наместническом совете, когда они противны законам, учреждениям, указам, повелениям и рескриптам, на имя их писанным или им данным. В подобных сему случаях он уничтожает также постановления и определения нижних присутственных мест, когда упущением посредних начальств того не учинено.
Если сии постановления и определения нарушают общественную безопасность или общественное спокойствие, то за исключением одних наместников комитет министров в праве удалять по управительной части всякого рода чиновников, с обязанностию неотлагательно доносить о том государю и входить с представлением в общее собрание Государственного Совета, буде удаление от должности относится до чиновников, коих предание суду подлежит его ведомству.
Если по случаю, упомянутому в предыдущей статье, следовало бы удалить наместника, то комитет министров доносит о том государю и входит с представлением в сенат, до коего принадлежит предание суду наместников, как о том ниже в ст.145 сказано будет.
В. Общее собрание государственного совета
Общее собрание Государственного Совета, под председательством государя, наместника его, или другого уполномоченного его величеством, или под председательством старшего из членов, составляется, как означено в ст.35.
Дела, ведению Государственного Совета подлежащие, за исключением тех, которые возложены на него по образованию, учрежденному 1809 года, суть следующие:
1. Рассматривать и составлять проекты законов или уставов и учреждений, относящихся до общего управления империи.
2. Разрешать споры, произойти могущие от присвоения какою-либо властию непринадлежащего себе ведомства или соткновения ведомств.
3. Определять предание суду, по предложению правительного совета или комитета министров, чиновников управления, по назначению его императорского величества определенных, за злоупотребления в отправлении их должностей и в случаях, подвергающих их ответственности, за исключением тех чиновников, коих предание суду предоставлено сенату или наместническим советам (ст.60).
4. Ежегодно рассматривать и поверять отчеты, поданные каждым главным начальством управления.
5. Делать замечания на все существующие или вкрадывающиеся злоупотребления в управление, равно как и на все нарушения государственной уставной грамоты и законов, и составлять из них общий доклад для поднесения его императорскому величеству. Принятие мер вследствие доклада и распределение предметов, смотря по существу их, для препровождения в сейм, в сенат или к другим властям, будет зависеть от благоусмотрения его величества.
Общее собрание Государственного Совета занимается также рассуждениями о предметах вообще, поступающих в оное по воле императора или по предложению одного из министров, на основании существующих общих и частных учреждений министерств.
Определения Государственного Совета подносятся на утверждение государя или особы, им уполномоченной. Из сего исключаются определения, относящиеся до предания суду (ст.42, пункт 3) чиновников и соткновения ведомств (ст.42, пункт 2), по коим исполняются непосредственно.
Отделение III
О министерствах или главных управлениях
Исполнение законов возложено, согласно общему учреждению министерств, изданному 25-го июня 1811 года, на нижеследующие министерства или главные управления:
1. На главное управление духовных дел и народного просвещения.
2. На главное управление военное.
3. На главное управление морское.
4. На главное управление юстиции.
5. На главное управление финансов и государственного казначейства.
6. На главное управление ревизии государственных счетов.
7. На главное управление внутренних дел.
8. На главное управление полиции.
9. На главное управление путей сообщения.
10. На министерство иностранных дел.
Каждое из сих главных управлений с составляющими оное департаментами состоит под начальством и председательством министра или главноуправляющего.
Министры, начальники управлений, директоры департаментов и правители дел подлежат ответственности за всякое нарушение уставной грамоты, законов, равно как указов и повелений, от государя императора последовавших, и буде-бы оказались в том виновными, то предаются верховному государственному суду.
Отделение IV
О наместниках и советах наместничеств
В каждой области, устроенной по образу наместничеств, имеет быть постановлен наместник и учрежден совет наместничества, присутствующие в назначенном местопребывании.
Наместник купно с советом, на основании предписанного порядка, печется о благосостоянии вверенных ему губерний и блюдет за точным исполнением законов и повелений высшего начальства по всем частям управления.
Совет состоит под председательством наместника и разделяется на правительный совет и общее собрание.
Правительный совет составляется из наместника, определенного числа членов и всех других лиц, по высочайшей воле в него призванных. Сверх того находится при нем еще член правитель дел.
Члены правительного совета, в качестве начальников отделений по совету наместничеств и в виде отряженных чиновников от каждого министерства или главного государственного управления, заведывают по губерниям, составляющим область наместничества, на основании особенных учреждений, всеми делами, до вверенной им части касающимися.
Члены совета имеют голоса совещательные; решит один наместник. Он обязан решить в совете сообразно с уставными правилами государства, законами и в мере данного ему полномочия.
Каждый член совета, заведывающий какою-либо частию, должен скреплять все решения и постановления наместника по своей части. Буде-бы не согласен был с его решением, то в таком случае имеет право записать свое мнение в протокол и тогда отстраняется от всякой ответственности.
Наместник в совете имеет право, по управительной части, уничтожать все решения и определения губернских начальств, когда они окажутся противными законам, учреждениям, указам и предписаниям высшей власти. Буде-бы сии решения угрожали общественной безопасности, общественному спокойствию или заключали в себе явные злоупотребления, то наместник в совете имеет право сам отрешать и предавать суду виновных, чиновников по всем присутственным местам, за исключением губернаторов, вице-губернаторов, членов губернского правления и казенных палат и других лиц, особенному ведомству подлежащих, о коих представляет комитету министров.
Определения и постановления наместников тогда только становятся обязательными, когда последуют из совета и за скрепою того из членов, до коего тот предмет относится, или другого, на место его призванного.
Буде-бы не последовало высочайшего повеления о продолжении власти наместника, то в присутствии государя императора власть его пресекается. В сем случае государь император занимается делами по своему благоусмотрению с каждым начальником отделения особенно или в правитель-ном совете.
В случае смерти наместника государь император, до назначения другого, замещает его временным председателем.
Б. Общее собрание совета наместничества
Общее собрание совета наместничества состоит из членов, означенных выше в ст.50, и из членов, выбранных в разных губерниях, лежащих в области наместничества, и, по представлениям комитета министров, государем императором утвержденных.
Общее собрание совета наместничества имеет свои непременные заседания токмо при выборах и созывании сеймов. В прочес время оно собирается по повелению государя и востребованию наместника. Общее собрание рассуждает вообще о всех предметах, до управления наместничества касающихся и по высочайшей воле государя императора или по предложениям комитета министров и наместника в него вносимых, в особенности же о раскладке и взимании податей, установлении земских повинностей, сбережении государственных расходов по области наместничества, умножении с оной доходов, распространении земледелия, промышленности и торговли и тому подобном.
Сверх сего к непременной обязанности оного принадлежит:
1. Рассматривать и обрабатывать все проекты частных законов и учреждений, относящихся к области каждого наместничества.
2. В особенности же: определять по представлениям правительного совета предание суду чиновников управления за злоупотребление по их должности и в других случаях, подвергающих их ответственности. Из сего исключаются те чиновники, коих предание суду зависит от Сената и Государственного Совета.
3. Рассматривать и поверять ежегодные ответы, представляемые в конце года каждым управляющим членом по своей части, и составлять из частных ведомостей одну общую по всем вверенным совету наместничества губерниям, для доставления оной через наместника в комитет министров.
4. Делая замечания на подаваемые отчеты и на все существующие или вкрадывающиеся в управления злоупотребления, равно как и на все испытываемые нарушения государственной уставной грамоты и законов, составляя из всего оного общий всеподданнейший доклад, для представления его государю императору чрез посредство наместника и Государственного Совета.
Все решения общего собрания совета наместничества представляются на утверждение наместника, за исключением одних решений о предании суду, которые исполняются непосредственно.
От каждого наместнического совета будет находится в столице при правительстве докладчик или статс-секретарь того наместничества; должность и образ сношений его определены будут особенным постановлением.
Отделение V
О губернском начальстве
Закон постановляет за неизменное и непоколебимое правило, чтобы управительная и судебная части были разделены, и действия оных, яко несовместные, ни в каком случае не сливались. Вследствие чего частные уставы, в отмену 97 статьи главы V учреждения о губерниях, с точностию определять, в какие судебные места должны поступать те спорные дела, кои на основании вышесказанной статьи подлежали до сего времени ведению губернского правления.
Из сего общего правила изъемлется: 1) Судебная полиция, возложенная на городские полицейские управы и уездные правительства (нижние земские суды), в обязанность коих входит исследование преступлений, соделанных на местах, ведомству их подлежащих, и представление виновных куда следует к суду. 2) Обыкновенная городская и сельская полиция.
Губернское начальство, под председательством гражданского губернатора, составляется из вице-губернатора и известного числа членов, управляющих особенными экспедициями.
Для скорейшего движения дела и успешнейшего исполнения, губернское начальство разделяется на два главных отделения: на управительное и казенное. Первое, под председательством гражданского губернатора, заключается в губернском правлении, а второе, под председательством вице-губернатора, в казенной палате.
Каждое из сих отделений разделяется на известное число экспедиций, коих начальники составляют членов каждого отделения.
Особенные учреждения определять в подробности, каким делам оканчиваться по экспедициям и отделениям, и каким, по важности своей, поступать в общее собрание всего губернского начальства Общее собрание составляется чрез соединение обоих отделений и находится под председательством гражданского губернатора, а в отсутствие его, заступающего его место вице-губернатора.
Общее собрание имеет право уничтожать все решения и определения нижних мест по части управительной, буде усмотрит, что они противны законам, учреждениям, уставам, указам и предписаниям, на имя их данных. Ежели бы сими определениями нарушалось спокойствие и общая безопасность, то в таком случае правитель губернии доносит о том наместнику в правительном совете и предлагает о удалении от должности чиновников, оказавшихся в том виновными.
Члены губернского начальства, как по отделениям, так и в общем оного собрании, имеют голоса совещательные; один председатель решит. Решения его должны быть основаны на правилах государственной уставной грамоты и законах и ничего противного оным в себе не заключать.
Каждый член, управляющий экспедициею, обязан скреплять последовавшие как по отделению, так и по общему собранию по части его решения. Ежели бы который из них был не согласен с сим решением, то должен записать мнение свое в протокол, чем и устраняется от всякой ответственности.
Отделение VI
О уездных, окружных и городских начальствах
Всякий уезд имеет свое уездное начальство. Оно состоит в земском уездном правлении (нижний земский суд) и составляется, под председательством земского уездного исправника, из известного числа заседателей, которое, смотря по обширности уезда, может быть увеличиваемо.
Земское уездное правление, равно как и председательствующий в оном земский уездный исправник поступают по данному им наказу. Они подчинены правителю губернии и губернскому начальству и исполняют в точности все получаемые от них предписания.
Каждый уезд, смотря по своей обширности и народонаселению, разделяется на несколько округов, которые подведомы окружному начальству. Оно состоит в окружном исправнике или ключ-войте и его помощнике и имеет при себе несколько сотников и десятских, отряжаемых на определенное время от селений, к составу каждого округа принадлежащих.
Окружное начальство есть среднее место между уездным начальством и каждым селением своего округа. Оно доставляет, посредством сотников и десятстких, в каждое селение приказчикам, старостам, сельским начальникам, выборным и всякого другого наименования, составляющим последнее звено управительной власти, все повеления и предписания, имеющие последовать от уездного начальства, и смотрит за строгим оных исполнением. Сверх сего неослабно наблюдает, чтобы везде в округе, под ведением его состоящем, наблюдаем был установленный порядок, обеспечивающий общую безопасность и тишину.
Каждый город первой и второй степени, кроме ратуш или магистратов, имеет еще свою городскую полицейскую управу. Она состоит под начальством городничего или полициймейстера, и в ней заседают (на основании городового положения 34, статьи о обывателях) два ратмана городовые.
Образ действия сих нижних начальств, равно как пределы и степень власти и ответственности, частию определенные уже в существующих узаконениях, будут предметом особого учреждения, соответствующего изложенным в государственной уставной грамоте правилам.
Глава III
Ручательства державной власти
Православная греко-российская вера пребудет навсегда господствующею верою империи, императора и всего императорского дома. Она непрестанно будет обращать на себя особенную попечительность правительства, без утеснения, однакож, свободы всех прочих исповеданий. Различие христианских вероисповеданий не производит никаких различий в правах гражданских и политических.
Священнослужители всех исповеданий вообще состоят, без исключения, под покровительством и надзором законов и правительства.
Закон, без всякого различия, покровительствует равно всем гражданам.
Коренный российский закон: "без суда никто да не накажется", и освященное учреждением о губерниях правило ( 401): "чтобы никто без объявления ему вины и снятия с него допроса в течение 3 дней по задержании не лишался свободы и не содержался в тюрьме", распространяется на всех жителей вообще в следующей силе.
Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы как только в случаях, законом определенных, и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил.
Всякое самопроизвольное задержание вменяется в преступление, подвергающее наказанию, означенному в уголовном праве.
Взятому под стражу должно немедленно объявить причину его задержания.
Каждый задержанный должен быть представлен в течение 3- (в редких же токмо случаях, в которых разыскание потребовало бы отсрочки, не позднее 6-) суток в то присутственное место, до которого он принадлежит, для снятия с него допроса или суждения узаконенным порядком. Всякое отступление от сего вменяется в злоупотребление власти. Ежели обвиняемый оправдается при первом следствии, то немедленно освобождается.
Во всех случаях, законом не изъятых, обвиняемый отпускается на поруки.
Никто не должен быть наказан, как в силу закона, постановленного и обнародованного до соделанного преступления, и по приговору того суда, которому он принадлежит.
Право просить о помиловании (Vis agratiandi) предоставляется лицам, осужденным на смертную казнь, на вечную и свыше 15-ти лет продолжиться имеющуюся ссылку, заточение и каторжную работу.
Свобода тиснения обеспечивается. Закон излагает правила к обузданию злоупотреблений.
Каждому российскому подданному вольно переселиться в другое государство и вывезть свое имение, лишь бы соблюл законом предписанные па таковые случаи правила.
Да будет российский народ от ныне на всегда иметь народное представительство. Оно должно состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенат, а вторую, под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных городских обществ.
Государственные должности, как гражданские, так и военные, иначе возлагаемы быть не могут как на российских подданных.
Каждый иностранец, предъявивший законные виды, будет пользоваться, наравне с другими жителями государства, покровительством законов и выгодами, законами обеспеченными. Ему вольно будет, на основании учрежденных правил, жить в государстве, выезжать из оного, возвращаться и приобретать в нем недвижимые имения.
Каждый иностранец, укорененный, при беспорочном поведении и после пятилетнего пребывания, научась российскому языку, может допущен быть к отправлению государственных должностей.
Один государь по собственному выбору, или по представлению Государственного Совета, может, в отмену сего правила, допустить к отправлению государственных должностей иностранцев, превосходными дарованиями отличающихся.
Все государственные чиновники по части правительственной отрешаются от должностей тою же властию, которая их определяет, с соблюдением законом предписанных на такой конец правил. Все без исключения подвержены ответственности в отправлении своих должностей.
Всякая собственность, на поверхности ли земли находящаяся, или в недрах оной сокровенная, какого бы рода ни была, в чем бы ни состояла и кому бы ни принадлежала, признается священною и неприкосновенною. Никакая власть и ни под каким предлогом посягнуть па нее не может. Посягающий на чуждую собственность осуждается и наказывается как нарушитель общественного спокойствия.
Правительство имеет однакоже право, по справедливом и предварительном вознаграждении, требовать от частного лица пожертвования его собственностию для употребления оной на пользу общественную. Закон определит особенные случаи употребления сего права и правила, имеющие оным руководствоваться.
Глава IV
О народном представительстве
Отделение I
О государственной думе или сейме
Представительство народное образуется как выше сказано (ст.91).
Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.
Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в статье 13).
Разряд 1
О частных думах или сеймах наместнических областей
Сеймы наместнических областей составляются из государя и двух палат. Первая, под именем высшей палаты, образуется из одного департамента сената, присутствующего в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая, под именем земской посольской палаты, составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.
Сеймы наместнических областей рассматривают проекты общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить чрез Государственный Совет Они рассматривают в особенности все проекты частных законов, до каждой наместнической области касающихся, по повелению государя чрез правительный совет наместничества к ним препровождаемых. Сверх сего они рассуждают, по сообщению же от имени государя, подобно вышесказанному, о увеличении или уменьшении всякого рода сборов, податей и земских повинностей, о средствах к уравнению раскладок, о составлении частных расписаний доходов и расходов наместнических областей (бюджет): одним словом, о всем, что государю благоугодно будет высочайше указать внести к ним на рассуждение.
Сеймы наместничеств рассуждают еще, когда последует на то высочайшая воля, по предметам, содержащимся в всеподданнейших докладах общего собрания наместнических советов, составленных на основании ст.60 из годовых отчетов по каждой отрасли управления. Наконец каждый наместнический сейм, изложив свое мнение по всем сим предметам, приступает к рассмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в общее собрание наместнического совета, а из оного в Государственный Совет для поднесения Государю императору на высочайшее разрешение и принятия тех мер, к коим таковые представления могут подать повод.
Проекты частных законов, относящихся до каждой области наместничества, составляются в наместническом совете и вносятся на сейм по повелению государя членами означенного совета.
Для рассмотрения и уважения сих проектов в сеймах наместничеств каждая палата назначает по баллам три комиссии. Оне состоят в высшей палате из 5-ти членов и суть следующие:
1. Комиссия законодательства.
2. Комиссия управления.
3. Комиссия финансов.
Каждая палата уведомляет правительный совет об учиненном ею выборе Комиссии находятся в беспрестанных сношениях с советом наместничества.
Проекты, предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний, комиссиями учиненных, исправляются токмо в совете наместничества.
Право читать приготовленные речи в обеих палатах предоставляется один членам наместнического совета и членам комиссии каждой палаты. Все прочие члены объясняются изустно.
Члены совета во время рассуждений о проектах имеют право присутствовать и говорить в обеих палатах; но те из них, которые не несут звания сенаторов, земских послов или депутатов, числа голосов не составляют.
Общий отчет о положении всякой области наместничества, составленный в каждом наместническом совете, за внесением оного предварительно в департамент сената, выслушивается в совокупленных палатах.
Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть сей отчет. По учиненном рассмотрении, комиссии в общем донесении за подписанием всех членов ее представляют палатам свои на оной замечания. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносит оное государю.
При закрытии сейма палата земских послов и депутатов каждого наместничества приступает к выбору земских послов и депутатов, имеющих составить вторую палату общего государственного сейма. Сей выбор производят они из своей среды. Число избранных должно соответствовать четвертой части состоящих налицо послов и депутатов.
На сей конец заготовляется особый протокол, в который вносятся поименно, алфавитным порядком, все избранные члены. Сей акт, законным образом составленный, отсылается к наместнику для поднесения оного государю чрез комитет министров.
Разряд 2
О общем государственном сейме
Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с совокуплением к нему, единственно на время сейма и по назначению государя, из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется, по назначению государя, из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных
Общий государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез Государственный Совет, рассматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространяется на всю империю. Он рассуждает по предложениям, вносимым по высочайшему же повелению, о прибавлении и уменьшении налогов, податей, сборов и всякого рода общественных повинностей, о удобнейших и справедливейших раскладках, о уравнении налогов и податей по всему государству по мере силы и возможности каждой наместнической области, о составлении главного расписания доходов и расходов (бюджет), на основании представленных ему на рассмотрение частных расписаний доходов и расходов, составленных в каждой области наместничества, равно как и о всех других предметах, на рассуждение по воле государя ему отсылаемых.
Общий сейм рассуждает еще по сообщениям, которые государю благоугодно было бы повелеть сделать по предметам, заключающимся в общем государственном отчете, коего составление возложено на общее собрание Государственного Совета в силу ст.42. Наконец, общий государственный сейм, изложив свое мнение по всем сим предметам, приступает к рассмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в Государственный Совет, а от оного представляется государю императору, на высочайшее разрешение и для принятия тех мер, к коим бы таковы представления могли подать повод.
Проекты законов, составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм по повелению государя членами означенного совета.
Для рассмотрения и уважения сих проектов на общем государственном сейме каждая палата назначает по баллам три комиссии. Оне состоят в высшей палате из трех. а в посольской палате из пяти членов и суть следующие:
1. Комиссия законодательства.
2. Комиссия управления.
3. Комиссия финансов.
Каждая палата уведомляет Государственный Совет об учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанном сношении с Государственным Советом.
Проекты, предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний, комиссиями учиненных, исправляются токмо в Государственном Совете.
Право читать приготовленные речи в обеих палатах предоставляется одним членам Государственного Совета; все прочие объясняются изустно.
Члены Государственного Совета во время рассуждений о проектах законов имеют право присутствовать и говорить в обеих палатах, но те из них, которые не суть сенаторами, земскими послами или депутатами, числа голосов не составляют.
Общий отчет о состоянии государства, составленный в Государственном Совете, выслушивается в совокупленных палатах.
Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть сей отчет, который дозволяется и напечатать. Донесения комиссий относительно содержания отчетов не иначе должны быть представляемы в палаты, как по единогласию и за общим подписанием всех членов, составляющих комиссии. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносить оное государю.
В обеих столицах, в Санкт-Петербурге и Москве, кои не входят в состав наместничества, созываются чрез каждые три года столичные сеймы, действующие на том же основании, как наместнические сеймы. Сии сеймы составляются из двух палат, под председательством государя императора или особы, высочайшею доверенностию для сего назначенной.
Первую палату, под названием верхней, составляет сенатский департамент, заседающий в столице.
Вторая палата, под названием посольской палаты, составляется из двух третей земских послов и депутатов, избранных государем императором из числа выбранных столицею и в уездах ее губернии послов и депутатов.
Посольские палаты столичных сеймов избирают из своей среды одну четвертую часть послов и депутатов для общего государственного сейма. Государь император назначается из оных половину.
Разряд 3
Постановления общие, касающиеся как до государственных общих, так и до частных сеймов
Право созвать, распустить, отсрочить и продлить сеймы, как обыкновенные так и чрезвычайные, принадлежит одному государю. Заседание сеймов продолжается тридцать дней.
Сеймы должны заниматься токмо теми предметами, кои заведыванию их предоставлены или находятся означенными в созывной грамоте.
Никто из членов сеймов, во время продолжения оных, не может быть ни задержан, ни судим уголовным судом без ведома той палаты, которой он принадлежит.
От воли государя зависит взносить проекты первоначально в сенат или в посольскую палату. Из сего исключаются проекты законов финансовых, которые имеют быть предварительно взносимы в палату земских послов.
Проекты, по высочайшей воле взносимые на сейм, не почитаются ни одобренными ею, ни утвержденными, почему и предоставляется сеймам полная свобода насчет оных излагать свое мнение.
Обе палаты сеймов рассуждают в заседаниях своих при открытых дверях, т.е. в присутствии посторонних, коим вход не возбраняется. По предложению однакож десятой части наличных членов они могут составить из себя особенный комитет.
Проекты во всех сеймах принимаются или отвергаются большинством голосов. Голоса объявляются вслух. Проекты, большинством голосов принятые в одной палате, поступают в другую, которая, последуя тем же правилам, рассуждает и решит. В случае равенства голосов проект почитается принятым.
Проект, принятый одною палатою, не может быть преобразован другою. Он должен быть просто принят ею или отвергнут.
Проект, принятый обеими палатами, подносится на утверждение государю.
Ежели государь утверждает его, то он обращается в закон и обнародывается по учрежденному порядку. Если же государь не соблаговолит его утвердить, то проект уничтожается.
Сенат составляется из великих князей императорского дома и всех особ, кои, удовлетворив требуемым условиям, возведены на сенаторское достоинство государем. Звание сенатора сохраняется по смерть.
Число сенаторов определяется государем. Оно не должно превосходить четвертой доли числа земских послов и депутатов всего государства.
Сенат разделяется на несколько департаментов, из коих один присутствует в Санкт-Петербурге, а другой в Москве. Сверх сего назначается для каждого наместничества по одному департаменту, присутствующему в главном местопребывании наместнического начальства.
На достоинство сенатора может быть возведен только тот, который имеет не менее 35 лет от роду, выдержал в нижних чинах предписанные испытания, отправлял с похвалою должности по части военной и гражданской и получает ежегодного дохода с недвижимого имения, собственно ему принадлежащего, не менее 1.000 рублей серебряною монетою. Из сего правила, по необходимости, исключаются первоначальные назначения, имеющие последовать в силу сей грамоты.
Великие князья императорского дома, по совершении 18-ти лет, заседают в сенате и имеют в нем голос.
Сенат, во время сейма, образует высшую палату и содействует купно с посольскою палатою законодательной власти государя.
Каждый департамент сената состоит под председательством того из своих членов, которого государь на то изберет, в отсутствии же оного под председательством старшего члена.
Независимо от законодательных действий сенат имеет еще и другие обязанности, особенно определенные.
К законодательным действиям сенат не иначе приступить может, как по созыву от лица государя и во время сейма. Для совершения же всех прочих обязанностей каждый департамент сената созывается своим президентом с ведома государева наместника.
Сенатский департамент, присутствующий в Санкт-Петербурге, к нему, смотря по нужде, присоединяются и другие сенаторы, государем призванные, определяет по предложению государя или по жалобам сеймов, государем допущенных, о предании суду сенаторов, министров, начальников управления, наместников, членов общего собрания Государственного Совета и членов правительного совета или комитета министров, директоров департамента, государственных докладчиков или статс-секретарей за злоупотребления в отправлении их должностей и всякие действия, подвергающие ответственности.
Каждый сенатский департамент окончательно решит в каждом наместничестве по всем делам, касающимся до дворянских собраний и собраний окружных городских обществ. Вследствие чего поверяет свидетельства о дворянстве, права к заседанию в собраниях и разрушает все затруднения относительно сих предметов.
Сенаторы, избранные государем, исправляют сверх сего по очереди должность судей в верховных судах.
Отделение III
О палатах земских послов
Разряд 1
О посольских палатах наместнических сеймов
Палата наместнического сейма составляется по назначению государя из двух третей послов и депутатов, избранных уездными дворянскими собраниями и гражданскими обществами, как сказано выше в ст.102.
Половинное число членов посольской палаты наместнического сейма возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие чего и единственно на первый раз члены выходят по жребию. Таким образом одна половина остается в звании своем три года, а другая шесть лет. Члены, вышедшие по жребию, могут быть вновь избраны.
На последующих сеймах наместничеств члены выходят уже не по жребию, но по старшинству. Члены вышедшие могут быть вторично избраны.
То же самое, что изображено в предыдущих двух статьях, наблюдается и в палатах столичных сеймов.
Разряд 2
О посольской палате общего государственного сейма
Посольская палата общего государственного сейма составляется, как выше сказано в ст.114, по назначению государя из числа избранных на сеймах наместничества послов и депутатов.
Половинное число членов общего государственного сейма возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие сего и единственно на первый раз члены выходят по жребию. Таким образом одна половина послов и депутатов остается в звании своем пять, а другая десять лет. Вышедшие члены могут быть вновь избираемы.
На последующих общих государственных сеймах члены палаты выходят уже не по жребию, но по старшинству.
Разряд 3
Распоряжения общие всем Посольским палатам
В члены посольской палаты может быть избран токмо тот, которому исполнилось уже 30 лет, пользуется правами гражданина и платит поземельные и всякие другие подати не менее той суммы, которая во всякой наместнической области будет для сего определена, смотря по местным обстоятельствам и народонаселению.
Никакой чиновник, ни военный, ни гражданский, не может быть избираем в члены посольской палаты, не получив предварительно на то согласия от своего начальства.
Если кто из послов и депутатов до избрания своего не находился при должности на казенном жаловании и примет оную уже по избрании, то таковой должен быть замещен новым членом.
Государь, или, вследствие высочайшего повеления его, наместник, имеет право распустить посольские палаты. В таком случае палаты расходятся и по последовавшим созывам приступают к новым выборам.
Отделение IV
О дворянских собраниях или сеймиках
Дворяне каждого уезда, владеющие собственными недвижимыми имениями, составляют между собою дворянские собрания, на которых избирают трех земских послов. После чего приступают к другим выборам, особенными учреждениями им предоставленным.
Дворянские собрания не иначе съезжаться могут, как в силу созыва, по высочайшей воле последовавшего. В сем созыве означается день съезда, время продолжению собрания и предмет его занятий.
Никто из дворян не может иметь голоса в дворянском собрании, буде не записан в дворянскую книгу своего уезда, не пользуется правами гражданина, не достиг 25 лет и не владеет недвижимым имением.
Книга уездных дворян составляется по учрежденному и впредь учредиться имеющемуся порядку и вносится на рассмотрение и утверждение сенатского департамента, присутствующего в местопребывании наместнического начальства.
Дворянские собрания или сеймики состоят под председательством предводителя, назначенного государем или государевым наместником, буде он на то уполномочен.
Дворянские собрания или сеймики составляют из среды своей особенный комитет для сочинения наказа, заключающего в себе жалобы, ежели бы встретиться могло, на злоупотребления власти, с присовокуплением ясных оному доводов и представлений о всем, что к увеличению благосостояния всех жителей того уезда служить может. Сей наказ подписывается членами собрания, вкладывается в пакет за разными печатями, написывается на имя сейма наместничества и вручается избранным земским послам. Они, в полном присутствии, отдают его предводителю сейма, который в получении расписывается и за целость оного отвечает. Подлинники тех наказов сохраняются при делах дворянского собрания.
Отделение V
О собраниях окружных городских обществ
Градские общества, которые в силу городового положения собираются каждые три года для учинения выборов и представления губернатору о своих нуждах и пользах, имеют составить окружное градское общество, на основании как нижеследующих статей, так и образовательного учреждения, для выбора от окружного общества трех депутатов на сейме.
К выбору депутатов от окружного градского общества допускаются:
1) Настоящие обыватели города, имеющие в нем дома или иные строения, места или земли, равно как и обыватели не из дворян, жительствующие вне города, но в том же уезде, к которому город принадлежит, и имеющие в сем уезде дом или другую недвижимую собственность. 2) Все состояния, известные под именем именитых граждан, как-то: ученые, имеющие академические или университетские аттестаты, художники трех главных художеств: архитектуры, скульптуры и живописи, банкиры, капиталисты и кораблехозяева. 3) Купцы первых двух гильдий, и 4) Цеховые мастера.
Все евреи, не исключая и тех, кои записаны в гильдии или имеют недвижимую собственность, участия в собраниях окружных градских обществ не имеют.
В городах, в которых числится более 8000 жителей, исключая столицы, составляются для выбора депутатов на сейм собрания градского общества в каждой части города, к которым допускаются обыватели всех означенных в ст.166 состояний, жительствующие в той части города. В сих частных собраниях выбираются три гласные, назначаемые в общее градское собрание. Общее собрание, составленное из всех гласных, выбранных в собраниях, по городским частям производившихся, приступит к выбору трех депутатов на сейм. За сим совершаются он оного все прочие делопроизводства в силу особенных постановлений, ему предоставленных.
В городах, в которых числится не более 8000 жителей и менее сего, градское общество приступает без посредства гласных к выбору трех депутатов на сейм, на основании ст.166.
В столицах же, в Санкт-Петербурге и Москве, составляется собрание градского окружного общества по частям, и от каждой городской части назначается по одному депутату на сейм.
В собрании градского общества имеет голос токмо тот, кто записан в градскую обывательскую книгу, пользуется гражданскими правами и имеет не менее 25-ти лет от роду.
Книга обывательская, содержащая имена лиц, имеющих право подавать голос в собраниях городского окружного общества, составляется учрежденным порядком в городских думах или магистратах и представляется в сенатский департамент на утверждение.
В окружных городских собраниях председательствует городской окружной голова, назначенный от государя императора или от того начальства, которому сие назначение высочайшею волею поручено будет.
Окружные городские общества составят из своей среды особенные комитеты для сочинения наказов, заключающих в себе, ежели бы встретиться могло, жалобы на отягощение и злоупотребление власти, основанные на ясных доказательствах, и представления о пользах и нуждах всех состояний окружного градского общества. Сии наказы вручаются депутатам запечатанные, а от них представляются, как сказано выше, в ст.164 о сеймиках или дворянских собраниях.
Глава V
О судебной власти
Отделение 1
О судах вообще
Суды и лица, носящие звания судей, в отправлении обязанности, на них возложенной, действуют по законам и независимо ни от какой власти.
Но поелику действие судов должно быть основано на точной силе законов, то всякое отступление от слов закона и самопроизвольное толкование оных, равно как и каждое злоупотребление судейской власти и выступление из пределов, ей предписанных, подвергают ответственности и взысканиям.
Суды составляются из судей, определенных государем, согласно с предписанными правилами о испытании, и из судей, выбранных согласно с существующими по сему предмету особенными постановлениями.
Судья не иначе от должности отрешается, как за противозаконный поступок и вследствие производившегося над ним, законным порядком, суда. Случаи удаления от должности будут определены в учреждении о судах.
Наблюдение за точным исполнением должности, равно как и отвращение всех злоупотреблений по судебным местам, подлежит ведомству
верховных судов и министерства юстиции.
Отделение II
О верховных судах
Разряд 1
О верховном государственном суде
Учреждается верховный государственный суд, составленный из председателя, сенаторов и других особ, заседающих в оном по назначению государя императора-
При сем верховном государственном суде определяется генерал-прокурор в качестве государственного преследователя за преступления.
Ведомству верховного государственного суда подлежит исследование и наказание за все преступления в оскорблении величества, за преступления противу государства и все противозаконные поступки высших чиновников, коих предание суду зависит от сената, в силу ст.145, и от общего собрания Государственного Совета в силу ст.42.
Верховный государственный суд имеет присутствовать в столичном городе Санкт-Петербурге, буде не последует высочайшего повеления созвать его в другом месте.
Приговоры верховного государственного суда суть окончательные, но исполнение по ним не чинится без высочайшего утверждения.
Разряд 2
О верховном суде наместнической области
В каждом наместничестве в месте пребывания наместнического совета учреждается верховный суд наместнической области. Оный составляется из известного числа сенаторов, назначенных государем для заседания в оном по очереди, и из непременных судей, поступающих в оный из председателей апелляционных судов.
Ведомству верховного суда подлежат все судные дела гражданские, уголовные и следственные, переносимые в оный из гражданских и уголовных палат и других низших судебных мест наместнической области, за исключением тех дел, кои подлежат разбирательству верховного государственного суда.
Решения и приговоры верховного суда наместнической области окончательны, исключая в делах, касающихся преступления против императорского величества и государства, которые отсылаются на рассмотрение в верховный государственный суд.
Отделение III
Об апелляционных и низших судах
Апелляционные суды по делам уголовным и гражданским (палата уголовных дел и палата гражданских дел и надворные суды в столицах); суды первой инстанции по делам уголовным и гражданским (уездные суды и городовые магистраты); коммерческие, совестные и мировые суды, равно как и другие суды, в коих окажется надобность, будут устроены особенными постановлениями сообразно с государственною уставною грамотою.
Дополнительные объяснения к государственной уставной грамоте и к законным основаниям, в ней содержащимся, изложены будут в образовательных учреждениях и в частных установлениях.
Последние указы назначат те губернии и области, которые имеют быть соединены в наместничества и пользоваться политическими правами, в народном представительстве заключающимися.
Все прежние законы, указы и уставы, противные сей грамоте, отменяются.
Убедившись в совести, что вышеизложенные коренные постановления соответствуют отеческим нашим желаниям утвердить благосостояние и спокойствие любезных наших верноподданных, основать неприкосновенность их лиц и собственности и охранить ненарушимость их прав гражданских и политических, мы жалуем им сию уставную грамоту, которую признаем за себя и преемников наших коренным и уставным законом нашего государства, предоставляя себе оную дополнить. Повелеваем всем государственным властям содействовать ее исполнению.
______________________________
* Печатается по изданию: Шильдер Н.К. Император Александр Первый: Его жизнь и царствование. - Изд. 2-е. - СПб.: А.С.Суворин, 1905. - С.499 - 526.
Государственная уставная грамота, написанная по-французски, приводится в современном русском переводе. Некоторые из статей русского перевода не вполне соответствуют французскому подлиннику. Так, в русском переводе 154-ой статьи опущены заключительные слова: "Les membres sortis pourront etre reelus". - Прим. издания 1905 г.
Новосильцев Николай Николаевич (1768 - 1838), российский государственный деятель, граф (1833). С 1783 по 1796 гг. на военной службе. Член Негласного комитета Александра I (1801 - 1803). Президент Императорской Академии наук (1803 - 1810), дипломатическая служба в Европе (1804-1809). С 1813 года - вице-президент временного Совета по управлению Варшавским герцогством, позже - делегат при правительственном Совете Царства Польского. С 1832 года - председатель Государственного совета и Кабинета министров. - Прим. ред.
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.