Конституция Российской Федерации (проект С.С. Алексеева и А.А. Собчака)

Проект Конституции Российской Федерации, получивший известность как «проект Алексеева-Собчака» был создан весной 1992 года по решению политсовета Российского Движения Демократических Реформ (РДДР).

Проект подготовили известные юристы: член-корреспондент РАН, бывший председатель Комитета конституционного надзора СССР Сергей Сергеевич Алексеев (1924-2013) и мэр Санкт-Петербурга, бывший народный депутат СССР д.ю.н. Анатолий Александрович Собчак (1937-2000). В разработке проекта принимали участие бывший председатель Комитета Верховного Совета СССР по законодательству д.ю.н. Юрий Хамзатович Калмыков (1934-1997) и исполнительный директор Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации д.ю.н. Станислав Антонович Хохлов (1941-1996).

По мнению лидеров РДДР, официальный проект Конституции, который разрабатывала Конституционная комиссия Съезда народных депутатов Российской Федерации (с июня 1990 года) страдал рядом неустранимых недостатков. Главным из этих недостатков было стремление разработчиков сохранить в неизменности советскую систему организации власти( прежде всего, Съезд народных депутатов), что объективно приводило к нечетким определениям разделения и взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов. Профессор А.А. Собчак в этой связи даже сравнивал проект Конституционной комиссии со «сталинско-брежневскими» законодательными актами. Чтобы преодолеть эти недостатки и был разработан альтернативный проект Конституции Российской Федерации.

Важной особенностью проекта «Конституции Алексеева-Собчака» стала детальная проработка сюжетов, посвященных основным правам и свободам граждан России. Ключевая формула текста: «Россия утверждает себя как правовое демократическое светское государство, высшими ценностями которого являются человек, его единство, неотъемлемые права и свободы».

Принцип разделения властей был декларирован в проекте при помощи следующей формулы: «Умеренность, упорядоченность и действенность государственной власти в Российской Федерации обеспечивается разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, федеративным построением государства, разделением государственной власти и муниципального самоуправления, а также всенародным избранием главы государства - Президента Российской Федерации, воплощающего единство российской государственности и обеспечивающего незыблемость конституционного строя, согласованную деятельность всех подразделений государства».

Проект предполагал асимметричную модель федеративного устройства: конституционного закреплялись три «уровня» статуса территориальных образований - республики, губернии и автономные национальные сообщества, обладающие различным объемом прав и полномочий. Для разграничения полномочий между Федерацией и республиками предполагалось заключение Федеративных договоров. Проект Конституции гарантировал неизменность территорий республик и автономных территориальных образований. При этом неявно предполагалось, что территория губернии может быть изменена без ее согласия.

В своем проекте конституции С.С. Алексеев и АА. Собчак также детально проработали ряд вопросов конституционной экономики, связанных с обеспечением единого экономического пространства, принципами хозяйственной деятельности, правами собственности, бюджета и налогов.

Проект «Конституции Алексеева-Собчака», созданный специалистами в области публичного права, по своему «конституционному дизайну» заметно отличался от аналогичных актов, сложившихся в советской традиции. С одной стороны, в документе были использованы специальные термины, например, термин «органический закон», непривычные для российского конституционного законодательства. В странах с романской системой права под органическим законом понимается закон с особым статусом, существование которого прямо предусмотрено действующей конституцией, т.е. конституционный закон. С другой стороны, проект предусматривал упразднение Конституционного Суда Российской Федерации и возложение функций конституционного контроля на Верховный Суд, который должен был возглавлять всю российскую судебную систему. Сама тема построения судебной системы России носила в проекте несколько гипертрофированный характер. Ей было посвящено более 30% текста проекта конституции. Например, Верховному Суду принадлежало право законодательной инициативы, а в качестве органа административной юстиции предполагалось создание Советом Министров Российской Федерации специального консультативного юридического органа – Государственного Совета.

27 марта 1992 года конституционный проект был презентован от имени Исполкома РДДР А.А. Собчаком, который заявил, что авторы посвятили свой документ памяти академика АН СССР А.Д. Сахарова. В условиях тогдашнего противостояния Правительства и Верховного Совета Российской Федерации мероприятие демонстративно было проведено на «независимой» площадке - в здании московской мэрии. Эта акция вызвала обострение конституционного кризиса.

Как писала газета КоммерсантЪ, «обмен публичными угрозами между правительством и ВС закончился тем, что в игру вступил третий партнер: 27 марта Анатолий Собчак от имени Российского движения демреформ (РДДР) обнародовал новый проект конституции. Околоконституционный конфликт стал трехполюсным, неопределенность резко усилилась… Налицо было демонстративное пренебрежение конституционными дебатами, проходившими рядом, в Белом доме: зайти в конституционную комиссию (КК) никто из творцов не пожелал, а все попытки КК связаться с Собчаком были им пресечены. Собчак так и не дал ответа на вопросы, каким образом он собирается осуществить законодательную инициативу и внести проект на рассмотрение съезда, а в самом проекте содержалась норма, представляющая неприкрытую угрозу парламенту: если проект не будет принят до некоторого срока, пока точно не определенного, для его принятия "созывается Учредительное собрание". На вопрос, не пахнет ли все это государственным переворотом, Собчак отвечал, что не пахнет, но способ созыва собрания уточнять отказался» (см.: КоммерсантЪ. № 13. 1992. 30 марта).

Источник - сайт http://constitution20.ru/documents/by_category/1





webmaster@prlib.ru