390 страница

0
256

390
Естественно,
у
меня
нет
возможности
сколько-нибудь
подробно
излагать
основные
положения
проекта
избирательного
закона.
Тем
не
менее мне хотелось бы
привлечь к нему внимание и подчеркнуть два
основных вопроса.
Во-первых, главный вопрос, который стоит при работе над избира-
тельным законом, это вопрос о том, какую избирательную систему мы
предпочитаем. Мировой опыт парламентаризма дает нам три основных
варианта. Это чисто мажоритарная, то есть система выборов по одно-
мандатным
избирательным
округам,
знакомая
нам
система.
Во-вторых,
это чисто пропорциональная система, когда происходит голосование за
списки
общественных
объединений,
партий
и
так
далее.
И
третья
различные варианты смешанной системы.
Вторая
проблема,
второй
вопрос.
Прежде
чем
рассматривать
во-
прос
— как избирать, необходимо решить вопрос
— куда избирать. А
это вопрос не избирательного закона, это вопрос Конституции.
Хотя
наша
рабочая
группа
еще
не
дошла
до
соответствующих
статей проекта Конституции, тем не менее думаю, что можно было бы
с
большой
уверенностью
сказать,
что
здесь
существует
широкая
сте-
пень
согласия,
согласия
между
проектами
Конституции,
согласия
между
основными
общественными
силами.
А
именно
— ни
один
из
предло-
женных
проектов
Конституции
не
предусматривает
сохране-
ния
Съезда.
Все
согласны
с
тем,
что
необходим
профессиональный
парламент,
непосредственно
избираемый
населением.
Во
всех
проек-
тах
предлагается
иметь
в
парламенте
две
палаты,
одна
из
которых
будет представлять субъектов Российской Федерации, а вторая
— всех
граждан России. Существует согласие и в том, что будущий парламент
должен
быть
относительно
компактным,
не
воспроизводить
по
чис-
ленности нынешний Съезд.
Тот
проект,
который
защищает
группа
разработчиков
данного
текста, исходит из того, что в нынешних условиях для России наиболее
предпочтительной
является
смешанная
избирательная
система.
В
этой
системе
существует
более-менее
ярко
выраженный
мажоритарный
принцип
при
избрании
Совета
Федерации
верхней
палаты
и
при
избрании
половины
состава
Государственной
Думы.
Что
касается
второй
половины
состава
Государственной
Думы,
то
ее
предлагают
избирать по спискам избирательных объединений.
Я мог бы развернуть достаточно детальную аргументацию в поль-
зу данного проекта. Но сейчас для этого нет времени, и я назову только
три
основных
принципа,
которые
кажутся
существенными
для
данно-
го подхода.
Во-первых, именно этот подход позволит раскладу сил в парламенте
быть более или менее равнозначным соотношению сил в стране.
Во-вторых,
мы
в
итоге
получим
не
“атомизированный”
парламент
и
не
фракции
наподобие
нынешних,
которые
скорее
представляют
клубы по интересам, а политически организованный парламент с пред-

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru