85 страница

0
289

85
Вот из этих простых логических построений следует мое предложе-
ние:
нужно
принимать
временную
Конституцию.
Но
нужно
принять
часть
Конституции,
рассчитывая
на
ее
постоянный
характер,
ту
часть
Конституции,
которая
определяет
взаимоотношения
федераль-
ных органов власти. В какой форме
— это
вопрос другой. Можно в
виде законов об изменении действующей Конституции, где эти измене-
ния
не
будут
частичными
поменять
слово,
добавить
формулиров-
ку,
— а целиком и полностью изменить целые главы, касающиеся Фе-
дерального
Собрания,
Президента
и
судебной
власти.
Можно
это
оформить
в
виде
специального
закона
о
центральных
органах
власти.
И если бы мы
— я имею в виду Совещание
— сосредоточили свое
внимание на этих главах, возможно, что сейчас, к концу июня, именно
эти главы получились бы более цельными.
Сейчас я вижу, например, в главе о Президенте отсутствуют все те
положения,
которые
были
высказаны
экспертами
нашей
группы.
Было
высказано
соображение
о
необходимости
более
жесткого
ограничения
права
Президента
распускать
парламент.
Это
исчезло
из
окончатель-
ного
текста.
Исчезли
положения
о
том,
что
нельзя
первый
год
или
полгода первых и полгода последних распускать парламент. Это заме-
чание по тексту, которое говорит о том, что даже в этой части недо-
статочно отработанный тщательно в итоге получился текст.
И теперь о том, как принимать. Поскольку целью всего этого кон-
ституционного процесса является не сам по себе текст,
— текст никог-
да не может быть целью политических изменений и политических уси-
лий, целью этих усилий является создание такой обстановки в общест-
ве,
при
которой
люди
добровольно
и
сознательно
подчиняются
этой
Конституции,
то
всякий
разговор
о
нелегитимных,
полулегитим-
ных,
на
одну
четверть
нелегитимных
и
так
далее
способах
должен
быть забыт, как дурной сон.
Легитимных способов существует только два
— это Съезд и рефе-
рендум.
На
референдум
выносить
всю
Конституцию,
включая
положе-
ние
об отношении
центра
к периферии,
конечно,
нецелесообразно.
Но
скептические
высказывания
в
отношении
референдума,
если
на
него
будет
вынесено
только
соотношение
федеральных
органов
власти,
мне
кажется,
не
очень
убедительны.
Во-первых,
люди
проголосовали
за
досрочный
выбор
парламента,
как
известно,
весьма
убедительно,
практически
двумя
третями
пришедших
на
голосование.
И
всего
5
процентов не хватило до
50 процентов от списков. Всего 5 процентов в
условиях
скомканной
пропагандистской
кампании
перед
референду-
мом
— всего три недели в условиях резкой конфронтации двух ветвей
власти.
Если
мы
сумеем
подготовить
проект
конституционного
закона
о
федеральных
органах
власти,
который
одобрит
половина
Съезда
или
почти половина Съезда,
— а мы в состоянии подготовить такой про-
ект,
— если этот референдум будет назначен заблаговременно и в спо-
койной
обстановке
пройдет
подготовка,
если,
наконец,
этот
референ-

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru