393 страница

0
299

393
ской
Федерации
реальной,
действующей,
освободить
ее
от
идеологи-
ческих догм и конъюнктурных интересов кого-либо. Если с этой точки
зрения
оценить
сделанное,
то
можно
в
представленном
проекте
уви-
деть
и плюсы,
позитивное,
но
одновременно
нельзя не
обратить
вни-
мание на откровенные пробелы и упущения.
В
наше
трудное
время быть
универсальным
оптимистом
весьма
и
весьма сложно. Но в данной ситуации это просто необходимо. Поэто-
му
мы
исходим
из
того,
что
возможности
для
совершенствования
представленных документов есть, имеются хорошие идеи, идеи не аб-
страктные, а идущие от жизни, которые должны найти свое воплоще-
ние в будущей Конституции.
Давая
оценку
представленному
документу
как
юрист-профессио-
нал,
не могу не отметить современное и политически правильное ре-
шение
вопросов
статуса
личности,
соотношения
национального
и
международного
права.
Есть
продвижение
по
сравнению
с
первона-
чальными
проектами
и
в
четком
определении
механизма
государст-
венной
власти,
статуса
Федерального
Собрания,
Правительства,
Пре-
зидента и в других вопросах.
Однако есть иная оценка проделанной работы
— критическая. Ре-
альность
любой
конституции
как
основы
ее
жизненности,
эффектив-
ности состоит не в том, чтобы законодатель уходил в сторону от поли-
тических и социально-экономических процессов, если они даже только
нарождаются.
Мудрость
законодателя
состоит
в
том,
чтобы
уловить
эти тенденции, облечь их в политические и юридические формулы.
И здесь приходится только сожалеть, что, в частности, прекрасная
декларация
преамбулы
о
признании
права
народов
на
самоопределе-
ние и равноправие не получила полностью отражения в проекте. Более
того,
наш
опыт
участия
в
рабочей
комиссии
по
доработке
проекта
Конституции Российской Федерации приводит к выводу, что есть тен-
денция
вообще
предать
забвению
тот
объективный
факт,
что
Рос-
сия
многонациональное
государство,
закрыть
глаза
на
наличие
имеющихся проблем.
Я уверен, что сила государства не в уходе от их
решения,
не
в
игнорировании
существующих
в
межнациональной
сфере вопросов, а в активном воздействии на эти процессы, придании
ему фактора стабильности общества.
Вот
почему
следует
еще
раз
внимательно
посмотреть
на
такую
проблему,
как
права
народов,
и
подход
к
ней
должен
опираться
не
только
на
международное
право,
международные
стандарты,
в
част-
ности, Устав Организации Объединенных Наций, но и на Декларацию
о
государственном
суверенитете
Российской
Федерации,
декларации
о
государственном
суверенитете
республик
и,
наконец,
на
положения
Федеративного
договора,
роль
которых
надо
не
принижать,
как
хоте-
лось бы кое-кому, а повышать, делать более значимой.
Да
и
сама
жизнь,
ход
развития
политических
процессов
диктует
именно такую линию поведения. Следуя ей, опираясь на правовые осно-
вы,
волю
многонационального
народа
Татарстана,
республика
вышла

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru