87 страница

0
314

87
то, видимо, принцип должен быть проведен снизу вверх, а не сверху
вниз.
Стало
быть,
снизу
субъекты
Федерации должны
определять
ста-
тус, права, распределение полномочий и так далее, и мнение, скажем, в
Республике Татарстан такое, как оно сложилось, и оно утверждено на
референдуме,
в
Конституции
и
в
других
законодательных
актах.
Это
мнение тоже снизу, оно не учитывается. Не может быть демократичес-
кого
федеративного
устройства,
если
оно
не
учитывает
этого
мнения,
если даже это мнение отличается от мнения других. Но у этого мнения
есть своя логика, своя история, свои ценности, и народ за эти ценности
держится.
Почему мы за суверенитет так держимся? Здесь есть определенный
исторический
аспект.
Ну
что
скрывать?
Был
20-й
год,
когда
создали
республику Татарстан и права у нее были большие, мы сегодня только
приближаемся к этим правам. Затем наступил 37-й год, и все эти права
были
отобраны.
И,
конечно,
мы
беспокоимся,
не
произойдет
ли
это
снова? Нужны какие-то гарантии. И вот суверенитет худо-бедно, но в
какой-то
мере
представляет
такую
гарантию.
Конечно,
есть
историчес-
кий аспект, есть экономический аспект, есть и этнические аспекты. Если
же мы формируем государство сверху вниз, то, извините, это унитарное
государство.
И так это
надо
называть.
Но
тогда
не
надо
записывать:
“Мы
— многонациональный народ России...” Если мы
— многонацио-
нальный
народ,
то
демократично
снизу
вверх,
такой
использовать
принцип. Это первое.
Второе, что для нас существенно, важно, это, конечно, гражданство.
И жаль, что в статье 6 исчез целый абзац, где речь шла о двойном
гражданстве. Мне кажется, этот пункт нужно восстановить.
Упоминается
в
Конституции
и
принцип
“самоопределения
наро-
дов”.
Это
один
из
семи
основных
принципов,
который
закреплен
в
Декларации, в ООН и в международных пактах, и Российская Федера-
ция их подписала. Причем там формулировка не предусматривает
— “в
составе”. Там четко сказано: право народов на самоопределение вплоть
до
отделения.
Причем
ООН
когда
принимала
такую
формулировку,
вовсе не исходила из поощрения отделения. Наоборот, это было сдела-
но для того, чтобы малые народы оградить от авторитарных режимов.
Это
предупреждение
тем
государствам,
которые
не
соблюдают
права
народа.
Сегодня
будет
парадоксальная
ситуация:
Российская
Федерация
подписала все эти документы, а формулирует иначе. Поэтому эту фор-
мулировку
следует
привести
в
соответствие
с
теми
международными
документами, которые подписаны Российской Федерацией.
Что касается равноправия областей, республик, мы, конечно, высту-
паем за равноправие. Я думаю, это вопрос совершенно очевидный. Те,

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru