88 страница

0
341

88
кто пожил при суверенитете, понимают, что это такое, и всегда высту-
пают за то, чтобы и другие это почувствовали. Но, конечно, мы высту-
паем не за то, чтобы ограничивали наши права, а мы выступаем за то,
чтобы все права повысили, я не знаю, какая будет верхняя планка. В
конце концов пусть каждый выбирает эту верхнюю планку. И наверное,
будет правильно, как здесь предложили, не называть “Устав” или как-то
еще стыдливо. “Конституция”
— это нормально, это хорошо, это устой-
чиво, это, наконец, приучает народ к тому, чтобы действовать в соот-
ветствии с правом, чтобы сплачивать народ. Мне кажется, это было бы
хорошее решение.
Конечно, есть определенное различие, это уже мой личный взгляд,
это не позиция Татарстана. Если есть различие в самоопределении, то
оно
такое.
Скажем,
у
национальных
республик,
у
которых
есть
своя
история,
есть
определенные
этнические
аспекты,
и
тогда
говорится:
“Самоопределение
вплоть
до
выхода” или,
скажем,
“нужно
ограничить
это понимание — “в составе”.
Что
касается
платежей.
Платит
Татарстан
в
бюджет
Российской
Федерации или
не
платит
— здесь
много
идет
от журналистов.
Есть
соглашения
между
правительствами
Татарстана
и
Российской
Федера-
ции, на сегодняшний день их семь, еще пять готовится к подписанию. В
соответствии с этими соглашениями мы и платим. Но ведь мы многое
берем на себя. Оборонка находится в двойном подчинении, и мы вы-
нуждены
тоже
туда
вкладывать
деньги.
Сельское
хозяйство
полностью
берем на себя. Социальную и другие сферы мы берем на себя. То, что
мы берем на себя, соответственно эти деньги оставляем у себя. Но то,
что управляется со стороны России, мы перечисляем Российской Феде-
рации и Правительству.
Мне кажется, когда говорят: “развал”, “не развал”
— это не очень
убедительный аргумент. Потому что никто не сказал о выходе из Рос-
сийской Федерации. И речь идет о том, как распределить полномочия
между субъектами Федерации и федеральным Правительством. И у
нас
есть здесь разные варианты и много примеров, кстати, и асимметрич-
ности, как в тех же Соединенных Штатах. То есть, мировая практика
знает
множество
примеров,
когда
можно
демократическим
образом
найти решение самых сложных проблем.
Мне не очень было приятно, когда здесь прозвучали призывы при-
нудить к дисциплине тех, кто не подчиняется. Мы помним, когда Зорь-
кин в свое время принял решение, когда судили Республику Татарстан,
когда Хасбулатов обещал Шаймиева привезти в клетке в Москву, когда
Руцкой говорил: “10 или 15 лет надо присудить”.
Мне кажется, что в этих вопросах нужно более взвешенно подойти
и внимательно отнестись к тому мнению, которое сложилось. Мы ведь

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru