30 страница

0
285

30
удастся, как бы ни хотелось, как бы ни уговаривали друг друга, что
государство
итак
суверенное.
Вы
нас
тут не
уговаривайте.
Переиграть
го,
что
зафиксировано
в
Конституции,
в
декларациях
и
в
решениях
Съезда, не удастся. Поэтому мы
и в статье 1 оставили
— “суверенная
Россия”.
Есть
аналоги.
Мы
привыкли
ориентироваться
на
зарубежные
кон-
ституции. Аналоги
— конституции Мексики и Швейцарии. Две, кото-
рые сразу на
ум
приходят. Причем если по Конституции Швейцарии
можно дискутировать, что это якобы конфедерация, хотя на самом деле
давно федеративное государство, то пример Мексики неудачен в каче-
стве аргумента. Наконец, следующее. Мы в основах конституционного
строя
заложили
несколько
ограничителей,
в
нормальном
смысле
огра-
ничителей суверенитета республики в составе России.
Первое.
Суверенитет
Российской
Федерации
распространяется
на
всю территорию России. Второе. Верховенство федеральных законов на
всей
территории
Российской
Федерации.
Третье.
Республика
находится
в
составе
Российской
Федерации
и
нет
права
на
сецессию
(выход).
Четвертое. Равноправие граждан Российской Федерации, где бы они ни
находились,
обеспечено
Конституцией Российской
Федерации по
одно-
му стандарту. Мы сохранили, вы дальше это увидите, принцип единства
гражданства. Не пошли на то, чтобы внутри России можно было иметь
двойное
гражданство,
быть
одному жителю той
или
иной республики
на
территории
другой
республики
иностранным
гражданином.
То
есть
задействована система ограничителей.
На
последнем
заседании
Председатель
Верховного
Совета
Карелии
предложил нам еще одну формулу из швейцарской Конституции: суве-
ренитет (там
— кантона) ограничен суверенитетом других кантонов и
не должен нарушать их прав. Я формулу на память не помню сейчас, но
она еще раз подчеркивает, что нельзя убрать отсюда этот термин.
Что
такое
государственно-территориальные
образования
в
составе
Российской
Федерации?
После
подписания
Федеративного
договора
края и области Российской Федерации утратили, на мой взгляд, такую
характеристику,
как
“административно-территориальная
единица”.
Подписав Федеративный договор, получив право на свой устав и на свое
нормотворчество,
местное
законодательство
разграничило
полномо-
чия с федеральными органами власти договорным путем, края и облас-
ти
перестали
быть
обычными
административно-территориальными
образованиями. Я уж не говорю о невозможности изменения их терри-
торий,
что
также
конституционно
провозглашено.
Это
первое
сообра-
жение.
Второй момент.
Мы
ушли от
национального
принципа
построения
российской
государственности.
Но
если
республики
обладают
такими
качествами,
как
государственность,
конституция,
гражданство,
то
у
краев и областей этих качеств, этих атрибутов нет. Но те и другие

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru