- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
42 страница
0
500
42
зидента.
Его
предложение
в
этом
контексте
ничем
не
отличается
от
любого предложения любого гражданина и должно быть направлено в
рабочую
комиссию
конституционную.
Если
она
это
предложение
Пре-
зидента примет, она нам вынесет его и мы его будем обсуждать.
Вот так надо и приучаться нам работать.
Б.Н. Топорнин,
академик РАН. Я
просил бы руководителей и участ-
ников Совещания вернуться все-таки к вопросу о первой главе. Дело в
том, что если мы сейчас пойдем к таким...
С места.
К преамбуле или к первой главе?
Б.Н.
Топорнин.
К
первой
главе.
Сейчас
нам
предлагается,
я
бы
сказал,
уж очень
упрощенное механическое решение вопроса процеду-
ры. И мы как будто бы лишены возможности высказывать положение,
которое имеет существенное значение для Конституции. И одно из них,
этих существенных значений, состоит в том, что нужно нам все-таки
отбросить эту жесткую процедуру и остановиться на проблеме прав и
свобод человека.
Посмотрите, что получается, если коротко говорить, почему первая
глава,
сделанная
в
Конституционной
комиссии,
лучше,
чем
эта
глава,
которая сделана
здесь в президентском проекте. Потому что в прези-
дентском проекте при всех тех достоинствах, о которых здесь говори-
лось, о которых можно еще говорить, все-таки два положения смешаны
воедино.
Общее
положение
конституционного
строя и
права человека.
Причем посмотрите, как это сделано— права человека идут вперемешку
с
общими
положениями,
причем
общие
положения,
посмотрите,
начи-
ная с конца 20 статей. Тоже ведь не понятна логика.
Теперь
дальше.
Разорваны
два
положения
— права
гражданина
и
права человека.
Это
ведь
тоже
не
делается в
конституционных
доку-
ментах.
Если мы хотим успеть сегодня проголосовать как можно большее
количество поправок, тогда, наверное, нужно идти так, как полагается.
Если же мы хотим сделать документ, который будет отличаться, кроме
всего прочего, и качеством, то должны остановиться на этом, подумать
и все-таки прийти к выводу, что одно дело — общие положения консти-
туционного строя, другое дело
— права человека и гражданина. Почему
я подчеркиваю
— права человека и гражданина? Потому, что здесь они
разорваны.
Здесь
неотъемлемые,
естественные
права
перепутаны
с
по-
литическими правами. Здесь эта путаница идет таким образом, что не
ясно, что относится к естественным правам, что относится к политичес-
ким правам, которые отличаются связью гражданина и человека с госу-
дарством. То, что принадлежит человеку от рождения, это его естествен-
ные права. То, что государство признает в качестве политических прав
для
своего
гражданина,
связано,
конечно,
с
правами,
но
все-таки
это
другое дело. Давайте разделим общие
положения и права человека и
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.