- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
217 страница
0
267
217
С
места.
А
как
быть
сотням
тысяч
русских,
которые
захотят
со
временем вернуться сюда?
С.М.
Шахрай.
Пожалуйста, есть же законодательство.
С места.
Я
думаю, здесь вот о чем надо подумать. Вы говорите, что
есть
одна
конституционная норма,
статья,
она
действительно
есть,
ко-
торая дает нам право в соответствии с федеральными законами вводить
ограничения.
Но
здесь
возникает
коллизия,
как
мне
кажется,
которая
будет
заложена
в
механизме
изменения
первого
раздела,
связанного
с
правами. Если мы оставим одну запись, которая дает право федераль-
ным законам все время менять степень свобод, мы вообще выхолащива-
ем первый раздел. Эго очень серьезная вещь.
С.М.
Шахрай.
Я
процитирую статью
24
из президентского проекта:
“Отдельные ограничения прав и свобод человека могут вводиться лишь
федеральным
конституционным
законом,
в
случаях
когда
это
необ-
ходимо
для
защиты
прав
и
охраняемых
законом
интересов
других
лиц,
защиты
государственного
строя,
обеспечения
безопасности,
обще-
ственного
порядка,
охраны
здоровья и
нравственности”.
Это
прямо
из
международных пактов. Эта норма будет касаться всего этого раздела.
П.А. Сажинов.
Сергей Михайлович, я тоже по этому поводу. Если
мы записали в статье, что не подвергаются пересмотру такие-то поло-
жения,
мы
тем
самым
даем
право
законодателям
произвольно
толко-
вать: может быть установлена какая-то норма федеральным законом по
той или иной статье, а может быть и не установлена. То есть мы тем
самым не совсем правильно закладываем норму в наши статьи Консти-
туции.
Мы
пойдем
дальше
и
по
другим
вещам.
Может
быть,
там
тоже
потребуется, вернее, вообще не нужно вводить такой нормы, а законо-
датели рассмотрят и скажут
— нет, это Конституцией не предусмотрено,
мы
введем
какое-то
ограничение.
По-моему,
надо
по
каждой
статье
давать
однозначный
ответ
—
или
это
норма
прямого
действия,
или
может быть регулирована каким-то федеральным законом. Это было бы
правильнее.
С.М.
Шахрай.
Спасибо.
Но есть и другой же метод, и мы, когда
Дойдем до 21-й статьи, увидим: речь идет о перечне статей, то есть в той
же самой статье, где говорится о возможности ограничения, записано
—
права,
установленные
такими-то
статьями,
могут
быть
ограничены
фе-
деральным
конституционным
законом
в
таких-то,
таких-то
интересах.
Вот это предложение правильное по сути, оно сейчас не относится к
статье 16. Либо в каждой статье мы говорим, что это право может быть
ограничено,
либо
в
одной
статье
закрепляем
принцип,
по
которому
такие ограничения могут быть, имея в виду, что по всем остальным это
запрещено. Посмотрите 24-ю статью, мы сейчас дойдем.
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.