21 страница

0
510

21
Председательствующий.
Ну, что же, может быть, мы с этого пред-
ложения начнем голосование?
Обратитесь, пожалуйста, к сопоставительной таблице, еще раз вду-
майтесь, здесь пункты 2, 3, 1, они так логично расположены.
Не
поддерживаете
вы
это
предложение?
Значит,
с
чего
начинать?
Хорошо.
Да, пожалуйста, Борис Николаевич.
Б.Н.
Топорнин.
Я
хотел
бы
сказать,
что
мы,
конечно,
должны
изучать образцы, которые есть в мире. Но если бы нам сейчас с вами
дали
для
рассмотрения
любую
конституцию,
начиная
с
Конституции
Соединенных
Штатов
или
Конституции
Франции,
мы
бы
ее
так
рас-
критиковали
и
такие
поправки
бы
внесли,
что
авторы,
наверное,
там
пришли
бы
в
восхищение
от
нашей
деятельности.
Поэтому
давайте
руководствоваться прежде всего тем, что нас интересует.
Второе
замечание
сводится
к
тому,
что
понятие
“официальный
язык” пришло в нашем конституционном языке на смену “государствен-
ный” на волне вот этой борьбы за суверенизацию республик. Тогда для
того,
чтобы смягчить политические страсти, и был выдвинут вот этот
непонятный,
неточный
термин
“официальный
язык”.
В
сущности,
искать разницу между официальным и государственным языком
— это
очень трудное занятие.
Поэтому я бы все-таки для четкости здесь предпочел бы пользовать-
ся
словами
“государственный
язык”.
Раз
есть
государство,
то
давайте
четко скажем, что у этого государства есть свой государственный язык.
Что не исключает того, чтобы в республиках решался вопрос в зависи-
мости от национального состава, количества языков, так как это соот-
ветствует
интересам
республики.
Но
это
должно
быть
решение
республик, а не решение Российской Федерации. Поэтому я бы здесь два
положения все-таки оставил.
Что касается положений
— второе, третье, первое
— они хорошие,
но каждое из этих положений требует все-таки сокращения, потому что
сначала
идет
положение,
потом
идет
инструкция,
как
понимать
это
положение.
Государственным
языком
является
русский
язык.
Дальше
идет зачем-то разъяснение о том, что он употребляется во всех государ-
ственных органах и учреждениях. А в общественных организациях? В
органах местного самоуправления?
Здесь было предложение профессора Гулиева. Я его поддерживаю и
хотел бы, чтобы мы его приняли как руководство на будущее. В прин-
ципе, это относится ко всему многоречивому тексту, который находится
справа от президентского проекта. Если мы берем оттуда, то его, конеч-
но,
нужно
высушивать,
потому
что
это
все-таки
не
разъяснение,
не
декларация, а четкий юридический документ, язык закона.

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru