369 страница

0
342

369
какой-то
научной
статье,
посвященной
ограничениям
социальной
по-
литики государства в условиях рынка, а не в Основном Законе. Но это
проблемы
прежде
всего
правового
и
юридико-технического
свойства,
которые
Конституционное
совещание
наверняка
преодолеет,
и
преодо-
леет успешно.
Наиболее
сложной
проблемой
разработки
единого
текста
Консти-
туции,
с
которой
столкнулось
уже
большинство
групп
представителей,
является
вопрос
федеративного
устройства.
Оба
проекта
практически
получают
однозначно
отрицательную
оценку
со
стороны
республик.
Основная
причина
в
том,
что
проекты
явно
неудовлетворительно
за-
крепляют
их
правовое
положение
в
составе
Российской
Федерации.
Причем
оба
проекта
здесь
не
расходятся.
Они
включают
в
качестве
составной
части
текст
Федеративного
договора.
Это
обстоятельство
вызывает
критику
обоих
проектов
со
стороны
субъектов
Российской
Федерации, особенно во второй группе. Республики требуют более пол-
ной
проработки
федеративного
устройства
в
других
статьях
Конститу-
ции, дальнейшего расширения их прав и даже закрепления договорного
характера Федерации. Края и области требуют выравнивания их право-
вого статуса с республиками.
Оба
проекта
новой
Конституции,
по
существу,
проигнорировали
целый
ряд
принципиальных
положений,
которые
уже
существуют
в
действующей,
например,
Конституции,
касающихся
республик
в
ее
со-
ставе.
Например,
в
статье
78
действующей
Конституции
определяется
республика
как
государство,
обладающее
на
своей
территории
всей
полнотой
государственной
власти,
кроме
тех
полномочий,
которые
от-
несены к ведению Российской Федерации. Этих норм в обоих проектах
нет вообще. Хотя для всех очевидно, что, кроме сопротивления, в рес-
публиках это ничего вызвать не может. Верховные Советы республик,
обсуждая проект новой Конституции, уже обратили внимание на это, и
это стало предметом острых дискуссий и здесь, в работе групп.
В
качестве
существенных
недостатков,
если
суммировать,
указыва-
ется
отсутствие
определения
понятия
республик
в
составе
Российской
Федерации как суверенных государств. Требуют упоминания в деклара-
циях о государственном суверенитете республик.
Фактически
отрицается
признание
добровольности
распределения
полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и рес-
публиками.
Требует
признания
договорный
характер
отношений
между
Российской Федерацией
и
республиками в части распределения полно-
мочий
и
предметов
ведения.
Практически
проигнорировано
положение
о
том,
что
республики
имеют
такие
полномочия,
которые
не
могут
решаться
на
уровне
Федерации,
и
отсутствует
процедура
разрешения
споров между центром и субъектами Российской Федерации. Я говорю
о четкости этой процедуры. Вот, в частности, что говорится в постанов-
лении Верховного Совета Республики Карелия, я цитирую: “Оба проек-

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru