399 страница

0
401

399
Председательствующий.
Выступает
Александр
Максимович
Яков-
лев
координатор
группы,
заведующий
сектором
Института
госу-
дарства
и
права
Российской
академии
наук.
Следующим
будет
выступать Сергей Владимирович Вобленко.
А.М.
Яковлев.
Уважаемые
участники
Совещания,
сейчас
наша
группа
подошла
к
разделу,
где
речь
идет
как
раз
о
федеративном
устройстве нашего государства. И здесь мы столкнулись
с
проблемой,
о которой мне хотелось бы с вами посоветоваться, потому что так или
иначе
всем
нам
придется
рано
или
поздно
ее
осознать
и
решать
в
полном объеме.
Вы знаете, развитие Конституции
— некий процесс. Мы сначала шли
от Конституции СССР, она была фиктивной, а затем начала приобре-
тать
свойства
реальности,
затем
Конституция
СССР
рухнула,
но
Кон-
ституция
РСФСР
была
копией
Конституции
СССР,
поэтому
все
продолжается,
как
было.
В
Конституцию
РСФСР
были
включены
нормы о разделении властей и президентской власти, которые вступили
в
противоречие
с
принципом
единства
Советов.
Все
это
нам
хорошо
известно.
Появился
важный
фактор
социальный,
юридический,
правовой.
Это Федеративный договор. И в свое время мы все приветствовали его
и сейчас рассматриваем как важнейшее достижение на пути перехода от
принципа
унитарного
государства,
основанного,
прямо
скажем,
на
им-
перской структуре, к сохранению единства государства, но на принци-
пиально
новой
основе
на
основе
демократической
автономии
субъектов Федерации и их согласия в рамках центрального федератив-
ного государства.
Что теперь мы обозреваем, рассматривая нашу проблему конкретно
создание
Конституции?
Я
сам
выступал,
и
все
мы
поддержали
идею
о
том,
чтобы
Федеративный
договор
из
приложения
стал
бы
структурной частью Конституции. Хорошо. Но возникает вопрос
— что
нам
дорого
в
Федеративном
договоре?
Наименование
его,
подписи,
которые под ним значатся, хотя и очень уважаемых людей? Или суть тех
институтов, хорошая суть,
которые нашли отражение в самом Федера-
тивном договоре? Если это так, то мы имеем две возможности учета этих
содержательных
достижений
Федеративного
договора.
Первая,
как
в
проекте
— в виде раздела. Вторая
— учет этих нормативов Федератив-
ного договора в соответствующих нормах, даже вплоть до буквального
воспроизведения самого текста в Конституции.
Но тогда спрашивается, нужен ли нам такой самостоятельный раз-
дел в Конституции, если все нормы, отражающие этот новый базис для
нашего государства, уже будут учтены в самом тексте Конституции? Мы
подошли
к
этому
этапу
нашей
дискуссии.
И
в
общем,
подавляющее
мнение было таково, что от логики не убежишь, тем более что если будет

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru