- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
399 страница
0
401
399
Председательствующий.
Выступает
Александр
Максимович
Яков-
лев
—
координатор
группы,
заведующий
сектором
Института
госу-
дарства
и
права
Российской
академии
наук.
Следующим
будет
выступать Сергей Владимирович Вобленко.
А.М.
Яковлев.
Уважаемые
участники
Совещания,
сейчас
наша
группа
подошла
к
разделу,
где
речь
идет
как
раз
о
федеративном
устройстве нашего государства. И здесь мы столкнулись
с
проблемой,
о которой мне хотелось бы с вами посоветоваться, потому что так или
иначе
всем
нам
придется
рано
или
поздно
ее
осознать
и
решать
в
полном объеме.
Вы знаете, развитие Конституции
— некий процесс. Мы сначала шли
от Конституции СССР, она была фиктивной, а затем начала приобре-
тать
свойства
реальности,
затем
Конституция
СССР
рухнула,
но
Кон-
ституция
РСФСР
была
копией
Конституции
СССР,
поэтому
все
продолжается,
как
было.
В
Конституцию
РСФСР
были
включены
нормы о разделении властей и президентской власти, которые вступили
в
противоречие
с
принципом
единства
Советов.
Все
это
нам
хорошо
известно.
Появился
важный
фактор
—
социальный,
юридический,
правовой.
Это Федеративный договор. И в свое время мы все приветствовали его
и сейчас рассматриваем как важнейшее достижение на пути перехода от
принципа
унитарного
государства,
основанного,
прямо
скажем,
на
им-
перской структуре, к сохранению единства государства, но на принци-
пиально
новой
основе
—
на
основе
демократической
автономии
субъектов Федерации и их согласия в рамках центрального федератив-
ного государства.
Что теперь мы обозреваем, рассматривая нашу проблему конкретно
—
создание
Конституции?
Я
сам
выступал,
и
все
мы
поддержали
идею
о
том,
чтобы
Федеративный
договор
из
приложения
стал
бы
структурной частью Конституции. Хорошо. Но возникает вопрос
— что
нам
дорого
в
Федеративном
договоре?
Наименование
его,
подписи,
которые под ним значатся, хотя и очень уважаемых людей? Или суть тех
институтов, хорошая суть,
которые нашли отражение в самом Федера-
тивном договоре? Если это так, то мы имеем две возможности учета этих
содержательных
достижений
Федеративного
договора.
Первая,
как
в
проекте
— в виде раздела. Вторая
— учет этих нормативов Федератив-
ного договора в соответствующих нормах, даже вплоть до буквального
воспроизведения самого текста в Конституции.
Но тогда спрашивается, нужен ли нам такой самостоятельный раз-
дел в Конституции, если все нормы, отражающие этот новый базис для
нашего государства, уже будут учтены в самом тексте Конституции? Мы
подошли
к
этому
этапу
нашей
дискуссии.
И
в
общем,
подавляющее
мнение было таково, что от логики не убежишь, тем более что если будет
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.