- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
121 страница
0
307
121
сослужить
такую
службу,
что
последние
три
слова
во
второй
части
этой статьи “в составе Российской Федерации” можно
исключить,
по-
тому
что
это
мы
уже
сказали.
“В
состав
которой
входят
в
качестве
субъектов”, ну и плюс ко всему у нас есть “единство”. Значит, террито-
риальную
целостность,
единство
государственной
власти
мы
уже
вчера прошли, уже было об этом сказано, что это качество суверените-
та Российской Федерации. Вот это сохранить.
И,
наконец,
еще
один
вопрос,
чрезвычайно
острый.
Насчет
“субъ-
екты
Федерации
равноправны”.
Здесь
у
нас
предложение
следующего
рода. Нужно прежде всего договориться о том, что мы понимаем под
равноправием.
Равноправие
не
абсолютно,
я
вчера
эту
идею
пыталась
объяснить.
Я
думаю,
что
вполне
возможно
либо
написать:
“Субъекты
Российской
Федерации
равноправны
с
учетом
особенностей
их
стату-
са”,
потому
что
мы
должны
понимать,
что
государство
имеет
свои
атрибуты,
которые
государственно-территориальные
объединения,
го-
сударственно-территориальные
образования
иметь
не
могут,
значит,
равноправие
с
изъятиями,
либо,
скажем,
оставить
здесь:
“Субъекты
Федерации
равноправны,
за
исключением
имеющихся
у
республик
до-
полнительных
прав,
предусмотренных
настоящей
Конституцией”.
Либо
перенести
в
статью
“Федеративное
устройство”
вообще
разго-
вор
о
равноправии
субъектов,
включить:
“Субъекты
Российской
Феде-
рации
равноправны
с
учетом
особенностей
их
статуса”,
или
формулу,
которую я высказала.
И
последний
вопрос,
он
тоже
чрезвычайно
важный,
насчет
права
народов на самоопределение. Есть это право, да, признано в междуна-
родно-правовых
пактах,
именно
поэтому
мы
его
здесь
записали.
Но
ведь
право
народов
на
самоопределение
не
есть
право
на
отделение.
Это же мы тоже должны понимать. Так что ни о каком отделении, ни
о какой возможности выхода из Федерации речи быть не может. Да не
знает
мировая
практика
таких
случаев,
кроме
Югославии,
от
которой
ничего
не
осталось,
СССР,
который
развалился,
Чехословакии
—
в
результате права на отделение. Какой же путь мы себе выбираем? Ни в
коей мере, наверное, я думаю, нельзя идти на создание русской госу-
дарственности,
в которую
войдут все
края и области.
Это
уже
прой-
денный этап, разговоры шли с 20-х годов по этому поводу. Мы тогда
отказались
от
этого.
Нет,
каждый
край
и
область
являются
самостоя-
тельным
субъектом.
Нам
нельзя
превозносить
этнический,
националь-
ный
момент.
А
русская
государственность
—
это
еще
один
острый
узел, который трудно развязать.
Председательствующий.
Так, спасибо. Вы знаете, я маленькую реп-
лику тоже дам в ходе общей дискуссии. Право нации на
самоопределе-
ние. Я думаю, нам надо
будет запросить экспертов-международников...
Насколько я всегда знал, право нации на самоопределение всегда увя-
зывалось с двумя критериями: реализация этого права не должна нару-
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.