122 страница

0
337

122
шать прав человека и прав других народов
— первый критерий. Реали-
зация
права
на
самоопределение
не
должна
нарушать территориальной
целостности
того
государства,
где
происходит
самоопределение,—вто-
рой. О невозможности в России реализации права нации на самоопре-
деление
вплоть
до
отделения
и
образования
государства,
нам,
возможно, придется еще много говорить. Чтобы в этом убедиться, до-
статочно
поставить
вопрос
о
праве
русского
народа
на
самоопределе-
ние. Имеет русский народ право на самоопределение? Имеет. В каких
территориальных
пределах он
имеет
право
самоопределиться?
Возника-
ет
второй
вопрос.
Русские
в
Башкирии,
в
Кабардино-Балкарии
имеют
право
на
самоопределение?
Что
тогда,
создавать
русские
автономии
в
составе почти каждой российской республики? А народы, не имеющие
своей
государственности?
Их
подавляющее
большинство
сейчас
в
России. Имеют право на самоопределение вплоть до образования своего
государства? Так, дробясь и самоопределяясь, мы дойдем до этнически
чистых анклавов, но на этом пути прольем я не знаю сколько крови.
Народы России обречены самоопределяться в рамках Российской Феде-
рации.
И
искать
другие,
кроме
национального
государства,
формы
самоопределения.
Нравится
ли
это
кому-то
или
не
нравится,
мы
возвращаемся
и
вернемся
к
национально-культурной
автономии.
Нель-
зя привязать к территории, разделить на этнически чистые группы на-
роды
Российской
Федерации.
Поэтому
право
на
самоопределение
в
составе
Российской
Федерации,
с
моей
точки
зрения,
может
быть,
я
ошибаюсь,
должно
быть
обязательно,
эта
формула
должна
оставаться.
Первый микрофон.
А.М.
Барнашов,
Томская область.
Сергей Михайлович! Я согласен
с
Вашим
комментарием,
разъяснением
положения
о
праве
народов
на
самоопределение.
Я
хотел
бы
лишь
сказать,
что
ни
один
принцип
международного
права
не
может
рассматриваться
изолированно.
И
нельзя
на
него
ссылаться,
на
этот
принцип,
не
учитывая
комплекс
принципов, сложившихся в международном праве. Это наряду с прин-
ципом
самоопределения,
принцип,
скажем,
нерушимости
границ,
тер-
риториальной
целостности
государства,
о
чем
Сергей
Михайлович
справедливо сказал. И в этом отношении принцип права на самоопре-
деление
ничем
не
лучше,
чем
все остальные,
закрепленные
практикой
международных
отношений,
закрепленные
в
Уставе
ООН
и
Деклара-
ции о принципах международного права 1970 года. Они
— основопо-
лагающие
постулаты
международных
отношений.
И
совершенно
ясно,
что идея реализации права нации на самоопределение вплоть до выхо-
да
— это мина замедленного действия, которая в конце концов разру-
шила
Югославию. Это была страна, где этот принцип
был закреплен.
И, как в пьесе Чехова, ружье из первого акта когда-нибудь выстрелит,
эта идея, к сожалению, может оказаться роковой нормой для существо-
вания Федерации. Поэтому этого делать мы ни в коем случае не долж-

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru