184 страница

0
252

184
ция, и там президент обладает правом назначения членов правительст-
ва также без
согласования с парламентом, в том числе при определен-
ных обстоятельствах, как я помню, имеет право распустить парламент.
Таким образом, призываю вас подумать. Дело не в том, что я отвер-
гаю ту или иную концепцию, я, извините за это слово, ярый сторонник
президентского проекта, и та концепция, и эта имеют право на сущест-
вование.
Просто
выбирая,
определяясь,
мы
должны
исходить
из
исто-
рического опыта. Давайте подумаем, как жила Россия тысячу лет. Что,
была
когда-либо
у
России
столь
сильная
представительная
власть,
что
заложена
в
проекте
Конституционной
комиссии?
Не
было
в
Рос-
сии
столь
сильной
представительной
власти.
Зато,
наоборот,
всегда
был
сильным
глава
государства,
была
сильная
исполнительная
власть.
Н.В. Бутусова.
Несколько слов в плане общих подходов, коль за-
канчиваем этот вопрос. В плане общих подходов следующее. Мы очень
много говорим о силе власти. Вот, в частности, мы пропустили в 6-й
статье
само
понятие
принципа
разделения
законодательной,
исполни-
тельной и судебной властей. Власть едина. Принцип разделения законо-
дательной, исполнительной и судебной властей, как вы понимаете, со-
стоит
не
в
разделении
власти,
собственно
говоря,
а
в
разграничении
полномочий по осуществлению единой власти и в системе сдержек и
противовесов. В этом содержание принципа и, конечно, само это слово,
безусловно, будет на нужном месте в 6-й статье, это просто досадный
пропуск. Так вот, мы говорим о силе власти, но в единстве того, что мы
называем властью, не может быть так, чтобы одна ветвь была сильной,
другая
— слабой и так далее. В чем же сила власти? Наверное, в том,
чтобы
в
соответствии
с
разграниченными
полномочиями,
которые
бы
не
позволяли
подняться
одной
из
ветвей
власти
над
другими,
обеспечить
то,
что
мы
называем
“сдержки,
противовесы”.
Так,
как
говорил Монтескье еще в своем трактате “О духе законов”,
— не дать
возможности
узурпировать
одну
власть
другой.
Это
реализовано
должно
быть
в
Конституции.
Можно
говорить
и
спорить,
говорить
о
мировом
опыте,
но
дело
в том,
что
мировой опыт
у президента
той
же
Франции
действительно
есть.
Это
действительно
государство
с
глубоко
демократическими
традициями.
Накануне
7-го
съезда,
по
времени
совпало,
президент
Франции
обратился
с
предложением
передать
часть
своих
прерогатив
парламенту.
Я
не
к
тому,
какой
лучше, какой хуже, но мы должны с вами определиться с конкретны-
ми
вариантами
— будь
то
смешанная
форма,
так
сказать,
правления,
или
президентский
вариант
обязательно
заложить
систему
сдержек
и противовесов. Кстати, в той же Франции может одна из палат быть
распущена
президентом,
но
парламент
может
отправить
в
отставку
правительство.
Обязательно
везде
присутствуют
эти
сдержки
и
про-
тивовесы.
Наложим
это
на
наши
политические
реалии.
У
нас
нет
сложившейся
системы
партий,
и
там,
где
Президент
в
парламентской
форме
назначает
Правительство,
он
делает
это
из
представителей

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru