402 страница

0
333

402
граммой.
На
эту
программу
ориентируются
избиратели,
которые
его
избирают, и эту программу он должен затем осуществить. Однако сей-
час
в этом
проекте
Конституции
нет юридического
выражения полно-
мочий Президента, через которые он мог бы выразить эту свою про-
грамму.
Более
того,
в
109-й
статье,
где
речь
идет
о
Председателе
Прави-
тельства,
который
представляет
Государственной
Думе
программу
Правительства,
сказано,
что
именно
он
Председатель
Правительст-
ва
представляет
основные
направления
политики.
Мне
представля-
ется, что точнее было бы в статье 81-й установить в качестве правомо-
чия
Президента,
что
он
определяет
основные
направления
или
основ-
ные
цели
политики
Правительства.
В
таком
случае
выдвижение
им
кандидатуры
премьер-министра
получает,
так
сказать,
свое
содержа-
ние,
приобретает
содержательный
характер.
Понятно,
почему
эта
кан-
дидатура
предлагается
в
качестве
премьер-министра,
для
проведе-
ния
политики,
основные
цели
которой
определены
самим
Президен-
том.
А
в
109-й
статье,
естественно,
должна
быть
записана
обычная
формула,
что
Председатель
Правительства
предлагает
программу
дея-
тельности
своего
Правительства,
исходящую
из
тех
основных
целей,
которые
определены
Президентом.
Это
можно
не
записывать
в
Кон-
ституции, а можно и записать.
Второй
вопрос,
на
котором
я
хотел
бы
остановиться,
это
самый
спорный,
может
быть,
вопрос
вопрос
о
суверенитете
республик.
Здесь
говорили,
и
правильно
говорил
Сергей
Михайлович
что
это
оптимальная
формула.
К
сожалению,
мне
представляется,
что
эта
формула
оптимальная,
но
далеко
не
оптимистическая.
И
вот
почему.
Дается
определение
государства
как
суверенного.
Но
сам
суверенитет
означает
определенный
уровень
отношений
с
окружающей
средой.
И
поэтому,
если
одни
обладают
суверенитетом,
то
есть
этим
уровнем
отношений, а другие не обладают, то вы понимаете, что формула рав-
ноправия
по
отношению
к
высшим
органам
власти
несовместима
с
этим.
Поэтому
остальные,
те,
кто
считает
себя
равноправными,
будут
тоже добиваться суверенитета.
Кроме того, мне кажется в данном случае, что как-то плохо услы-
шали
предупреждение
Президента
о
принципе
матрешки
при
сувере-
нитете. Ведь наш суверенитет республик опирается на право наций на
самоопределение
и
ни
на
что
другое,
потому
что
именно
по
этому
принципу создано государство, в нем есть титульная нация, как теперь
говорят. Но в этом случае, естественно, как только такое государство
становится
суверенным,
те
национальные
меньшинства,
и
даже
я
ска-
зал
бы
— в
то
же
время
арифметическое
большинство,
приобретают
тоже право на самоопределение, вплоть до отделения или воссоедине-
ния и, таким образом, дело может идти и может зайти очень далеко.
Хотелось
бы,
чтобы
просто
этот
аспект
тоже
был
продуман,
хотя
у
меня
нет
каких-то
готовых
рецептов
и
готовых
решений.
Спасибо
за
внимание.

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru