- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
452 страница
0
370
452
янно
разбиваться.
Я,
откровенно
говоря,
это
вчера
сформулировал
и
передал
бы
в
рукописном
варианте,
но
не
сейчас,
а
для
возможного
обсуждения
завтра
и,
возможно,
для
консультаций
с
Президентом.
Я
немножко переделал положение из Заключительного акта.
Цитирую:
“Российская
Федерация
признает
и
уважает
равнопра-
вие
и
право
народов
распоряжаться
своей
судьбой
в
составе
единого
федеративного
государства”.
В
Хельсинкском
соглашении
нет
запи-
си
— “в составе единого государства”. Я же написал, что именно в со-
ставе единого федеративного государства.
Далее
— “исходя
из
принципа
равноправия
и
права
народов
рас-
поряжаться
своей
судьбой,
все
народы
Российской
Федерации
всегда
имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они
желают,
свой
внутренний
и
внешнеполитический
статус
без
вмеша-
тельства
извне
и
осуществлять
по
своему
усмотрению
свое
поли-
тическое,
экономическое,
социальное
и
культурное
развитие”.
Это
без
всяких
купюр
взято
из
Заключительного
акта
Совещания
по
безопас-
ности и сотрудничеству в Европе.
Я
понимаю,
могут
сказать,
что
это
относится
к
каким-то
другим
народам, но не к народам, которые живут в составе Российской Феде-
рации,
но
это
элементарно
разбивается
экспертами-международника-
ми. Может быть, и в Российской Федерации, может быть, даже и за ее
пределами. Поэтому я предлагаю поработать над этим, над статьей 5.
Возможно,
сделать
ее
3-й,
после
прав
человека
определить
равнопра-
вие народов в более емкой форме, а все остальное решать конституци-
онным
законодательством
или
законами.
Почему?
Потому
что
пропи-
сать все эти законы мы не сможем. А вопросы сегодня есть: массовые
движения,
особая
ситуация
в
Татарстане,
Чечне,
беспокойство
у
шор-
цев или сибирских татар (30 тысяч человек), которые не имеют сегодня
своей государственности. Все это сегодня дремлет, а завтра проснется.
Мы должны заложить такие нормы, если мы говорим о демократичес-
кой
Конституции,
которые
могли
бы,
не
разрушая
государства,
пре-
следуя
прежде
всего
интересы
национальной
безопасности,
государст-
ва, позволить реализовать право на равноправие в рамках нашего фе-
деративного государства. Вот в чем, я считаю, главная задача проекта
Конституции,
хотя
я
понимаю,
что
могут
быть
возражения
довольно
аргументированные, но в данном случае я ссылаюсь на международно-
правовые документы.
Председательствующий.
Давайте
попробуем
в
три
часа
закончить
сегодня, чтобы нам не работать допоздна. Виктор Николаевич, Вы этот
материал передайте нам.
В.Н. Степанов. Хорошо.
Председательствующий.
Мы
его
безусловно
пропустим
через
экс-
пертов
и
Комиссию
конституционного
арбитража.
И
прежде
всего,
конечно, покажем Президенту.
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.