403 страница

0
365

403
форм различного участия в Федерации, но тогда мы должны обеспечить
всем субъектам и реальную возможность изменения их статуса. Наличие
каких-то особенных черт у республик сейчас прежде всего связано с тем,
что в качестве официального я бы не пользовалась термином “государ-
ственный
язык”,
потому
что
мне
кажется,
что
государственный
язык
должен быть единым, а официальный язык в республиках может при-
знаваться и другой. Да, может. Это их воля. Хотят они
— признают. Не
хотят
— не признают. Эту свободу мы тоже должны им оставлять обя-
зательно, потому что они могут и не перейти на этот язык, если не
посчитают нужным. Мы их не можем ни к чему обязать. И такие вот
признаки,
которые
сейчас
уже
реально
существуют,
мы
могли
бы,
я
думаю, в той главе, где речь идет о субъектах Федерации, выделить при
условии обеспечения другим субъектам Федерации возможность менять
свой статус внутри Федерации.
Председательствующий.
Мы уже ближе к цели. Надо еще так спо-
койно поработать, я думаю, мы найдем решение. Самое главное, надо
еще
сделать
так,
чтобы
Конституция
была
в
этой
части
красивая.
Правда? При всей сложности нашего положения.
И.Г.
Шаблинский,
редактор
журнала
“Конституционный
вест-
ник”.
Еще раз хотел бы вспомнить мудрое замечание Бориса Никола-
евича о том, что следует все-таки вести обсуждение в плоскости чисто
юридической,
избегая
политических
наслоений,
которые,
конечно,
накопились, речь идет о работе над текстом, над тем, чтобы он был
непротиворечив. И именно в этом контексте мы вели речь об опреде-
лении “суверенное государство”. Дело в том, что с юридической точки
зрения
это
нонсенс,
поскольку
одно
суверенное
государство
не
может
быть
в
составе
другого
суверенного
государства.
Это
чисто
правовая проблема. И нет ответа на вопрос, связанный с этим опреде-
лением. То есть чисто правовой аспект.
Еще один вопрос о том, давать или не давать определение каждому из
типов субъектов Федерации. Дело в том, что Конституция все-таки не
учебник права и некоторые определения дать, в принципе, невозможно.
Есть
совершенно
четкие
конституционные
признаки,
отличавшие
и
отличающие
республики
от
других
субъектов
Федерации,
которые
от-
ражены как в действующей Конституции, так и в проекте новой Консти-
туции.
Сначала
этот
признак
был
вообще,
по
сути
дела,
один.
Можно
сказать два, если иметь в виду, что республики имели право принимать
свою
Конституцию.
Признак
этот
государственный
язык,
второй
язык. Этим исчерпывались отличия на уровне конституционного права.
Далее, в проекте Конституции появились еще два новых признака
это республиканское гражданство, что и было закреплено, и что респуб-
лики принимают конституцию, а края и области — уставы.

 
0
 

Пока нет ни одного комментария

Добавление комментария

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.






webmaster@prlib.ru