- Конституции
- К 150-летию Судебной реформы в России
- Конституционное совещание 1993 г.
- Том 1. Заседания 29 апреля - 4 июня 1993 г.
- Том 2. Заседания 5, 7 июня 1993 г.
- Том 3. Заседания 8 июня 1993 г.
- Том 4. Заседания 9 июня 1993 г.
- Том 5. Заседания 10 июня 1993 г.
- Том 6. Заседания 11 июня 1993 г.
- Том 7. Заседания 13 июня 1993 г.
- Том 8. Заседание 14 июня 1993 г.
- Том 9. Заседа 15 июня 1993 г.
- Том 10. Заседания 16 июня 1993 г.
- Том 11. Заседания 17 июня 1993 г.
- Том 12. Заседания 18, 19, 21 июня 1993 г.
- Том 13. Заседания 22, 23 июня 1993 г.
- Том 14. Заседания 24 июня 1993 г.
- Том 15. Заседания 25, 26, 28 июня 1993 г.
- Том 16. Заседания 29 июня - 9 июля 1993 г.
- Том 17. Заседания 10, 11, 12, 24 июля 1993 г.
- Том 18. Заседания 8 сентября - 21 октября 1993 г.
- Том 19. Заседания 22, 23, 25, 26, 27 октября 1993 г.
- Том 20. Заседания 28 октября - 10 ноября 1993 г.
- Акты конституционного права
- Основные акты конституционного значения 1600 – 1918 гг.
- Архив материалов по Конституции
- Видеоматериалы
- Фотоархив
- Из истории создания Конституции Российской Федерации
403 страница
0
365
403
форм различного участия в Федерации, но тогда мы должны обеспечить
всем субъектам и реальную возможность изменения их статуса. Наличие
каких-то особенных черт у республик сейчас прежде всего связано с тем,
что в качестве официального я бы не пользовалась термином “государ-
ственный
язык”,
потому
что
мне
кажется,
что
государственный
язык
должен быть единым, а официальный язык в республиках может при-
знаваться и другой. Да, может. Это их воля. Хотят они
— признают. Не
хотят
— не признают. Эту свободу мы тоже должны им оставлять обя-
зательно, потому что они могут и не перейти на этот язык, если не
посчитают нужным. Мы их не можем ни к чему обязать. И такие вот
признаки,
которые
сейчас
уже
реально
существуют,
мы
могли
бы,
я
думаю, в той главе, где речь идет о субъектах Федерации, выделить при
условии обеспечения другим субъектам Федерации возможность менять
свой статус внутри Федерации.
Председательствующий.
Мы уже ближе к цели. Надо еще так спо-
койно поработать, я думаю, мы найдем решение. Самое главное, надо
еще
сделать
так,
чтобы
Конституция
была
в
этой
части
красивая.
Правда? При всей сложности нашего положения.
И.Г.
Шаблинский,
редактор
журнала
“Конституционный
вест-
ник”.
Еще раз хотел бы вспомнить мудрое замечание Бориса Никола-
евича о том, что следует все-таки вести обсуждение в плоскости чисто
юридической,
избегая
политических
наслоений,
которые,
конечно,
накопились, речь идет о работе над текстом, над тем, чтобы он был
непротиворечив. И именно в этом контексте мы вели речь об опреде-
лении “суверенное государство”. Дело в том, что с юридической точки
зрения
—
это
нонсенс,
поскольку
одно
суверенное
государство
не
может
быть
в
составе
другого
суверенного
государства.
Это
чисто
правовая проблема. И нет ответа на вопрос, связанный с этим опреде-
лением. То есть чисто правовой аспект.
Еще один вопрос о том, давать или не давать определение каждому из
типов субъектов Федерации. Дело в том, что Конституция все-таки не
учебник права и некоторые определения дать, в принципе, невозможно.
Есть
совершенно
четкие
конституционные
признаки,
отличавшие
и
отличающие
республики
от
других
субъектов
Федерации,
которые
от-
ражены как в действующей Конституции, так и в проекте новой Консти-
туции.
Сначала
этот
признак
был
вообще,
по
сути
дела,
один.
Можно
сказать два, если иметь в виду, что республики имели право принимать
свою
Конституцию.
Признак
этот
—
государственный
язык,
второй
язык. Этим исчерпывались отличия на уровне конституционного права.
Далее, в проекте Конституции появились еще два новых признака
—
это республиканское гражданство, что и было закреплено, и что респуб-
лики принимают конституцию, а края и области — уставы.
Пока нет ни одного комментария
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.