9 апреля 1992 года
В газете «Федерация» опубликован проект Конституции Российской Федерации (т.н. вариант «0»), подготовленный рабочей группой под руководством С.М. Шахрая.
Начальник отдела обеспечения законодательных прерогатив Президента Российской Федерации Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Руслан Геннадьевич Орехов в комментарии СМИ, в частности, отметил, что «данный проект является не сборником норм, а единой системой, единым целым именно благодаря тому, что в нем регламентируется деятельность лишь самого государства».
Р.Г. Орехов среди достоинств этого конституционного проекта назвал «наличие реальных механизмов отделения государства от гражданского общества, а не просто "декларирование" этого принципа, как бывало прежде». Создатели проекта, по его словам, «стремились воплотить принцип разделения властей, поставив государство в определенные рамки». Это, по мнению Р.Г. Орехова, повышает ответственность государства перед обществом и гражданами. Он также подчеркнул, что в проекте С.М. Шахрая «резко поднята сила судебной власти».
«Проект С.М. Шахрая в отличие от проекта Конституционной комиссии не предусматривает должности премьер-министра и законодательно закрепляет за президентом роль главы исполнительной власти . Продлен срок пребывания президента на этом посту (до 6 лет).В президентский Кабинет (правительство) входят государственные министры: по экономике, по финансам, по обороне, по безопасности, по внутренним делам, по иностранным делам, по труду и занятости населения, по сельскому хозяйству, по экологии, по транспорту, по связи и информатике, по вопросам юстиции, а также государственный секретарь и директор службы внешней разведки (всего 14 человек). Согласно документу, президент производит назначения на эти должности "с учетом заключения Федерального собрания" (парламента). (В проекте конституционной комиссии президент назначает членов Кабинета "с согласия" парламента).
Еще одно важное отличие от "румянцевского" проекта - зафиксировано право президента назначать дату выборов в федеральное собрание (прямых упоминаний о праве роспуска законодательного органа нет). Президент может также назначать референдум по требованию не менее 1 миллиона граждан (в официальной версии проведение всенародного голосования - исключительная прерогатива парламента)».
(цит. по: Сообщение ИА «Интерфакс» от 6.04.1992: «ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ С.ШАХРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СОЗДАНИЕ В РОССИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»; сообщение ИА «Интерфакс» от 8.04.1992: «КОНСТИТУЦИЯ ШАХРАЯ: СИЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КАБИНЕТ»)
(см.: Проект Конституции Российской Федерации (вариант "0"), подготовленный рабочей группы в составе: Шахрай С.М. (руководитель), Абросимова Е.Б., Азарова Н.П., Бунин И.А., Маслов А.В., Минх Г.В., Орехов Р.Г., Слива А.Я., Тарасов О.А. (апрель 1992 г.) // Федерация. № 16. 1992. 9 апр. Переиздание: Обозреватель. Спец. выпуск «Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты)". 1993. 17 (21). С. 74-93).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.