15 июля 1996 года
Конституционный Суд Российской Федерации принял решение по итогам рассмотрения спора между федеральными и региональными органами государственной власти по вопросу о дорожных фондах в Российской Федерации.
Конституционный Суд, рассматривая, казалось бы, частный вопрос о дорожных фондах, в своем постановлении сформулировал ряд концептуальных положений о принципах федеративных отношений в Российской Федерации.
Так, например, Конституционный Суд разъяснил, что принцип равноправия субъектов Российской Федерации «выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами Федерации». Изъятия из таких единых правил, устанавливаемые для отдельных субъектов и не имеющие под собой правовых и фактических оснований, не отвечают конституционному требованию о равноправии субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд подчеркнул, что «федеральный законодатель и в сфере своей компетенции не вправе разрешать вопросы, затрагивающие конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, без учета конституционных основ федеративного устройства. Тем более недопустимо произвольное сужение правовых возможностей субъектов федерации».
В этом же Постановлении Конституционный Суд показал неправомерность смешения понятий равноправия субъектов и их фактического равенства и предписал федеральным органам государственной власти при разработке и осуществлении федеральной и региональной политики «исходить из того, что правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально - экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т.д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации».
(см.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О Дорожных фондах в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 1996. № 29. Ст.3543)
Добавление комментария
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.